Скифский звериный стиль - стиль искусства народов Северного Причерноморья, зародившийся в VI-IV веках до нашей эры.
Особенности изображения животных в скифском искусстве
Скифское искусство – особое направление в искусстве Древнего мира. Для него характерна специфическая манера изображения животных.
Объектами изображения в скифском искусстве являются четыре группы животных:
- копытные,
- хищники,
- птицы,
- фантастические животные.
В раннем скифском искусстве животных изображали в состоянии покоя – например, идущими, стоящими или лежащими. Самыми распространенными образами были козел, олень, реже встречается лось. Последнего обычно изображали лежащим с поджатыми под тело ногами, с наложенными друг на друга передними и задними копытами.
Также встречаются изображения баранов, кабанов, зайцев, лошадей, пантер и головы льва.
Для скифского искусства характерны зооморфные превращения – когда та или иная часть фигуры животного превращалась в самостоятельный образ. Например, в бедро лося вписывается голова или вся фигура какого-то другого животного.
Материалом для изготовления украшений служили рог и дерево. Готовые изделия иногда покрывали золотом.
В V веке до н. э. в скифо-сибирском искусстве происходят некоторые изменения. Одни мотивы исчезают, а на смену им приходят новые, с ранее неизвестными формами. Для нового стиля характерны динамизм и экспрессивность образов, изображение сцен борьбы животных, большое количество разнообразных орнаментов и схематизация реальных форм.
Скульптурные головки барано-птиц к тому времени уже исчезли. Все реже стал использоваться такой распространенный прежде мотив, как свернувшийся в клубок хищник. Менее популярным становится образ оленя, а на смену кошкообразному хищнику приходят тигр и волк.
В Северном Причерноморье почти полностью исчезают изображения козла, а в Сибири, наоборот, образ его местного вида вместе с изображением горного барана стал очень популярным.
Часто встречаются изображения фантастических животных. Они представляют собой сочетание частей тел разных животных.
Животные теперь изображаются не в статических позах, а в движении. В этом отношении особенно интересны фигуры с повернутыми в противоположные стороны передней и задней частями туловища. Сцены борьбы животных в искусстве Северного Причерноморья заметного развития не получили.
Иначе развивался звериный стиль в Сибири. Динамический характер сибирского искусства V века до н.э. и последующих веков выражается не только в сценах борьбы зверей, но и в общей трактовке изображений изогнутыми формами и кривыми линиями.
В искусстве доминируют не круглые скульптуры, а рельефы и плоскостные графические и живописные изображения. Их детали при этом получают при этом условную, орнаментальную трактовку системой криволинейных фигур и контрастных цветовых пятен.
Широкое получение получил прием выделения частей тела специальными значками в виде точек, кружков и других форм. Эти геометрические фигуры нашли применение в изготовлении ювелирных изделий.
Значение образов в зверином стиле
Ученые утверждают, что созданные скифами образы животных имели сакральные значения, так как большинство известных вещей, изготовленных в скифском зверином стиле, было найдено в погребениях.
Помимо культо-магической функции, зооморфные изображения выполняли еще одну немаловажную функцию — элементов украшения. Украшения и предметы роскоши подчеркивали социальное положение их владельцев. Это искусство, как и вся скифская культура, тесно связано с возникновением новых общественных отношений.
В свернувшемся кошачьем хищнике исследователи видели и спящее животное, и отражение некой идеальной формы и именно таким образом объясняли его позу.
Олень с подогнутыми ногами был символом лежащего животного, которое должно было быть принесено в жертву. Образ оленя трактуется как воплощение определенных представлений людей тагарской культуры об окружающем мире — о происхождении людей и всей вселенной, идея культа солнечного божества — источника жизни на земле.
В основных канонических образах стиля передается двоякое состояние животных. С одной стороны, они изображены в движении, а с другой стороны – отличаются гармонией и уравновешенностью.