Фараон Хафраанх
Фараон Хафраанх правил в 2547-2521 гг. до н.э. Имя Хафраанх (что означает «Да живет Хафра»), происходит от имени египетского фараона Хафра. Жену Хафраанха звали Херенка. Она была жрицей двух богинь: Хатхор — владычицы сикоморы, госпожи священного города Дендеры, находившегося на юге Египта, и богини Нэйт — открывательницы путей.
Хафраанх вошел в историю как смотритель второй пирамиды среди великих пирамид Гизы.
О жизни Хафраанха рассказывают изображения, найденные при раскопках гробницы.
Так, Хафраанх должен был регулярно снабжать умершего фараона заупокойными жертвами – организовывать поминальные службы, произносить соответствующие изречение и исполнять специальные ритуалы.
Свою почетную должность Хафраанх унаследовал от отца или какого-то близкого родственника. В Древнем Египте хранители пирамид были довольно высокопоставленными людьми, они даже могли иметь царское происхождение.
Гробница Хафраанха
Хафраанх начал возводить будущее погребение для своей семьи. Он заказал большую усыпальницу, ее длина составляла семь метров.
Изначально гробница Хафраанха состояла из двух частей — культового помещения, L-образного в плане, который иногда называли поминальной часовней, и вырубленных в скале под ним трех шахт, ведущих в три погребальные камеры. В этих камерах и были захоронены Хафраанх и члены его семьи.
При входе в гробницу изображены две фигуры хозяина гробницы. Об этом сообщают и надписи. Согласно одной из них – слева изображен молодой человек, а справа – пожилой мужчина.
Изучение погребальной камеры позволяет окунуться в далекое прошлое, когда родственники попрощались с умершим Хафраанхом, снабдив его всем необходимым и подготовив место для всей его семьи, члены которой когда-нибудь займут место в погребении.
Египтяне верили, что слово и изображение обладают магической силой, и что все нарисованное на камне или рельефе может овеществиться, если произнести магические слова. Так, для умершего становились реальностью рыба, зерно, финики и другая пища.
Подобные сцены можно встретить и в других гробницах, однако только в гробнице Хафраанха встречается изображение огромного количества скота – быков, коров, баранов и ослов. Так как помимо животных в гробнице изображены иероглифы, означающие их количество, гробницу стали называть «Гробницей чисел».
Археологическое изучение гробницы Хафраанха
Раскопки гробницы Хафраанха проводились с 1996 по 1998 год. Настенные рельефы и вещественные находки исследовались до 2002 года.
Ученым пришлось освоить много новых работ: научиться копировать высеченные на стенах рельефы, чтобы точно передать линии и нажим резца древнего мастера.
Также они разработали методику обмера скальных помещений, которые не видны снаружи, и методику обработки керамических находок. В освоении новых видов работ существенную поддержку оказали иностранные археологи, которые делились своими знаниями и опытом.
В результате раскопок в гробнице ученым удалось выяснить, что данное сооружение было построено во второй половине правления V династии, скорее всего, в эпоху правления Джедкара-Исеиси (примерно 2405/2355 — 2367/2317 годы до н. э.). Археологам удалось скопировать рельефные изображения и надписи и перевести их. Сравнив их с рисунками, сделанными экспедицией немецкого археолога и египтолога К. Р. Лепсиуса, ученые выявили несколько отличий в форме иероглифов и некоторых сцен.
Например, в сцене жатвы, изображенной на восточной стене гробницы. изображены несколько крестьян, которые серпами срезают пшеницу, человек, который играет на дудке, и еще один персонаж, отбивающий такт руками. В зарисовках Лепсиуса вместо человека с дудкой изображен крестьянин, который пьет воду из длинного узкого сосуда. Из-за этой неточности в научной литературе появилось много ошибок. Эти погребения были разграблены еще в древности. Из находок удалось найти лишь каменные орудия труда и керамические сосуды.
Также в камере Хафраанха было найдено вторичное захоронение, в котором были предметы Саисского времени – например, импортная финикийская амфора, изготовленная в VI веке до н. э.
Стены гробницы и коридора были покрыты рельефами. Входной коридор был украшен изображениями владельца гробницы – Хафраанха, причем на северной стороне прохода он предстает в виде солидного господина в окружении сына и дочери, а с южной Хафраанх изображен молодым человеком с развитой мускулатурой.
Восточная сторона гробницы украшена изображениями сцен ловли рыбы, жатвы на полях, засыпки зерна в хранилища, уток в садке, плавания по Нилу, стад животных, над которыми указано их количество.
Таким образом, рельефы гробницы Хафраанха изображали картину его благосостояния, обеспеченного и после смерти.