Развитие славяно-русской археологии
Славяно-русская археология – новая отрасль науки, но во многом она развивалась по пути классической археологии, пройдя путь от сбора и первичного анализа находок до целенаправленного поиска и выявления древностей, определения памятников на местности, раскопок, создания системы исследовательских учреждений и реализации научных программ.
Важную роль в развитии нового раздела археологии сыграл историк и археолог А. Н. Оленин.
После того как в 1882 году на месте уничтоженной татаро-монголами Старой Рязани был найден клад, в русском обществе усилился интерес к русским древностям.
В тот период церковный историк и археолог Евфимий Алексеевич Болховитинов впервые описал древние артефакты Новгорода, Пскова, Киева.
В 1827-1837 гг. в Киеве по инициативе митрополита Евгения были организованы раскопки, в результате которых были обнаружены остатки Десятинной церкви, Золотых ворот и других памятников архитектуры Древней Руси.
Перед славяно-русской археологии возник целый комплекс задач. Так, предстояло определить, на каких территориях жили славянские племена, на сколько была развита их материальная культура, как совершались обряды погребения и др.
Первое время новая наука не была готова дать ответы на эти вопросы.
Лишь со второй половины XIX века славянская археология приступила к решению методических задач. Ученые начали разрабатывать научный подход, который позволил бы всесторонне проанализировать археологические находки.
На том этапе развития для славяно-русской археологии было важно разработать четкие критерии определения славянских древностей, на основании которых те или иные артефакты можно было бы отнести к славянской археологической культуре.
В России активно проводились археологические раскопки, поэтому количество находок неуклонно увеличивалось.
Исследователям нужно было изучить и опубликовать полученные результаты исследования главных славяно-русских древностей. После чего они приступили к делению памятников на определенные типы.
Постепенно славяно-русская археология заняла свое собственное место в общеевропейской системе изучения древностей.
Что изучает славяно-русская археология?
Славяно-русская археология успешно занималась изучением письменных источников.
После II Археологического съезда в Петербурге, который состоялся в 1871 году, специалисты стали исследовать славянские древности.
В 1872 году Лев Константинович Ивановский, медик по образованию, по поручению Русского археологического общества приступил к раскопкам славянских курганов на северо-западе России на Ижорском плато. Там было раскопано 5 877 курганов в 127 могильниках. Найденные погребения были датированы XI-XV вв.
В ходе раскопок было обнаружено большое количество предметов материальной культуры славян: орудия труда, оружие, украшения. Кроме того, были выявлены связи новгородских словен с племенами ижорой, карелой, водью.
На основании материалов, полученных в результате археологических раскопок в Приладожье, Николаем Ефимовичем Бранденбургом были описаны устройство курганов, погребений, предметы материальной культуры.
В курганах было найдено большое количество предметов скандинавского происхождения – оружие, фибулы, браслеты, поэтому Н. Е. Бранденбург обратиться к «варяжскому вопросу».
После III Археологического съезда, состоявшегося в Киеве в 1874 году, ученые приступили к исследованию городищ и городов. Огромный вклад в изучение древнерусских городов внес профессор Варшавского университета Д. Я. Самоквасов. Результаты своих исследований он описал в фундаментально труде «Древние города России» (1873 г.).
Активные раскопки проводились в районе Смоленска. Особый интерес к этим местам был проявлен после того, как там был найден клад серебряных вещей в валу Большого Гнездовского городища.
Главным предметом изучения славяно-русской археологии на тот момент был Гнездовский курганный могильник. Этот статус он сохраняет вплоть до наших дней.
Материалы этого археологического памятника использовались для изучения расселения славянских племен, особенностей торгово-ремесленных поселений IX-X вв., а также состава и вооружения древнерусской дружины.
Все эти вопросы так или иначе были связаны с проблемой образования Древнерусского государства.