Погребальные традиции дохристианской Руси
Отношение к смерти у древних славян было пренебрежительное, потому что смерть считалась не концом жизни, а переходом из одного состояния в другое. Богиню смерти Морену, которая также была символом зимы, изображали как красивую деву и верили, что она встречает души умерших и провожает их в загробный мир, давая вечную жизнь. Исходя из этого, похороны у древних славян облегчали переход души к вечному существованию.
Не забывали они и о том, без чего умерший не сможет обходиться в том мире, и что он любил при жизни. Поэтому воину-мужчине в могилу клали его оружие, умерщвленного коня, упряжь, а женщине домашнюю утварь.
Знатных людей хоронили по-особенному – их переход в загробный мир сопровождали слуги, а иногда и одна из жен, правда, выбирали ту, которая была согласна сопроводить умершего мужа.
После захоронения устраивали тризну – это был пир, на который собирали все селение – гости пили, ели, веселились. Горевать было не принято, потому что человек уходил туда, где он должен был встретиться со своими близкими и родными.
Захоронения были разные – чаще всего это было погребение в землю. Самый древний способ носил название покрывального – в заранее приготовленную яму покойного клали в эмбриональной позе, считалось, что это поможет умершему переродиться.
Затем появилась традиция класть в гроб, который напоминал лодку, что тоже было связано с религиозными представлениями - на Руси того периода верили, что после смерти человек переходит реку Смородину, являвшуюся границей между миром живых и миром мертвых.
Практиковалось и сжигание на костре, на заранее подготовленном помосте, который возводили вблизи жертвенника. Воина, умершего в походе, просто опускали в реку, отдавая тело на волю волн. Те племена, которые жили на берегах больших рек, практиковали комбинированный тип захоронений (огненного и водного) – покойника клали на деревянный плот, который поджигали и спускали в воду.
При этом, в кургане или на погосте хоронили не всех умерших. Туда не допускали тела тех, кто совершил суицид, скоморохов, преступников, утопленников, а также погибших насильственной смертью. Их просто могли оставить в лесу.
Погребальные обряды после принятия христианства
Новая государственная религия на Руси отразилась и на погребальных обрядах. До принятия христианства погребения на Руси совершались под курганными насыпями, поближе к центру обитания.
Произошедшие изменения показывают археологические раскопки, свидетельствующие, что в конце X-XI вв. с появлением христианских храмов началось формирование кладбищ и некрополей внутри них. Тем не менее, значительная часть населения все еще хоронила своих усопших под курганными насыпями.
Курганные могильники первых веков христианства изучены не во всех древнерусских центрах, а раскопанных могильников известно немного. Городские могильники отличались от деревенских тем, что сосредотачивались вблизи городов.
Например, курганный городской могильник XI-XIII вв. Переяслава-Хмельницкого служил кладбищем для рядового населения города. Погребения были обнаружены в глубоких ямах, в сбитых гвоздями гробах. В ряде захоронений были найдены дорогие украшения, железные ножи, точильные бруски, бронзовые кольца, пуговицы, перстни и др.
Большой курганный могильник был исследован на Михайловой стороне юго-восточной окраины Суздаля, где было обнаружено трупоположение со следами частичного сожжения. Этот могильник появился в X-XI вв. и просуществовал до середины XII в. Могильник являлся городским некрополем и находился от Суздаля на расстоянии 1 км.
В древнерусском Пскове курганное кладбище располагалось в междуречье Псковы и Великой. Кладбище находилось в одном комплексе со святилищем и датировалось X-первой половиной XI в.
Обряд захоронения показывал, что умершие были уже христианами, но, тем не менее, основная часть была погребена по языческому ритуалу. Свидетельством этого является наличие святилища, а также ритуал очищения земли огнем перед захоронением и др.
Основная часть черниговского курганного погребения на Болдиных горах не имела никакого инвентаря, не были найдены следы обрядов трупосожжения и других языческих ритуалов, например, остатки тризны в сосудах.
Датируются курганные захоронения Чернигова XI-XII вв. В это время в городе уже были прицерковные грунтовые кладбища, обустроенные по христианскому обряду, а также храмы-усыпальницы.
Таким образом, можно сказать, что после изменения государственной религии курганный обряд захоронения умерших в Древней Руси, существовал еще долгое время.
Языческие обряды были живучи во всех сферах жизни древнерусских городов, включая погребальные обряды.
Православные похороны
Обряд похорон после крещения Руси и принятия православия изменился. В ряде деревень, особенно расположенных на севере, появился обычай самому изготавливать себе гроб.
Умершего в крестьянской семье было принято обмывать, переодевать в чистую и дорогую одежду. Усопшего клали на лавку головой в красный угол, потому что там находились иконы, складывали на груди руки с белым платочком в правой руке и накрывали белым холстом.
Усопшего предавали земле на третий день, причем особо уважаемых покойников до кладбища несли на руках. Похоронная процессия, как правило, сопровождалась плачем и причитаниями. Смерть стариков не считали большим горем и плач, скорее всего, носил формальный характер.
Нанятые плакальщицы, могли перебить свой плач обыденными замечаниями и снова завопить по усопшему. Причитания близких родственников были совсем другими и имели личную, глубоко трагическую окраску.
С принятием православия покойников стали хоронить головой на запад, это было связано с преданием, говорившим, что тело Христа было похоронено головой на запад.
После похорон устраивалась тризна, для которой готовили специальные поминальные кушанья. Покойника еще на кладбище поминали кутьей. Обязательным кушаньем были блины.
После смерти и до похорон нанимали чтицу, которая все три ночи читала Псалтырь и заупокойные молитвы. Вместе с ней в комнате сидели местные старики и старухи. Чтице после похорон дарили Псалтырь и полотенце.
Умерших молодых не женатых и не замужних людей перед похоронами наряжали как на свадьбу.
Молодую умершую девушку в гроб клали с распущенными волосами, с венком на голове, гроб тоже украшали цветами. Подруги имитировали свадебный обряд, для чего выбирали старост, сваху, бояр.
Головы девушек-дружек повязывались черными лентами, а кого-то их молодых людей выбирали на роль «вдовца». Перстень из воска надевали девушке на палец.
Выпекали свадебный каравай и клали его на крышку гроба до дня похорон, а на кладбище раздавали родным.