В эпоху средневековья памятники античной культуры была преданы забвению.
Так, в письменных источниках IV века говорится, что до нашествия варваров в Риме насчитывалось 3785 бронзовых статуй, 73 хризоэлефантинных идола, 80 позолоченных, 22 конных больших, два 34-метровых колосса и большое количество мраморных статуй. К XV веку в Риме сохранилось всего пять мраморных и одна конная статуя. Эти цифры наглядно показывают, что в Средние века Рим находился в состоянии упадка.
Интерес к античной культуре просыпается в Европе в эпоху Возрождения. Вернуть античные памятники из забвения решили гуманисты. В Античности они пытались найти то, что могло бы освободить людей от оков церковного мировоззрения.
Раскопки в XIV-XVII вв.
В XIV-XVI веках гуманисты активно искали латинские и греческие рукописи. В последней трети XV века началась добыча античных скульптур.
В 1506 году папа Юлий II построил для античных скульптур дворик Бельведер в Ватиканском дворце Туда свезли статуи Аполлона, Лаокоона, Ариадны, Нила, Тибра.
В XVI веке в библиотеке Сан-Голленского монастыря было обнаружено сочинение римского архитектора I века н. э. Витрувия «Об архитектуре». После этого интерес к античной культуре заметно вырос.
Папа Лев X поручил известному художнику эпохи Возрождения, Рафаэлю Санти, контроль за древними произведениями искусства.
Однако разрушение шедевров античной архитектуры продолжалось. Например, Колизей – одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, был превращен в каменоломню. Камни амфитеатра духовенство использовало для строительства своих дворцов.
XVIII век
В начале XVIII века в Риме на Капитолийском холме был открыт Капитолийский музей. Чтобы увидеть шедевры античной скульптуры в Италию приезжают путешественники из Франции, Англии и Нидерландов.
В 1711 году начались раскопки города Геркуланума, который прекратил свое существование во время извержения вулкана Везувий осенью 79 года.
С 1738 по 1756 годы испанский археолог Роке Хоакин де Алькубьерре Алькубьерре проводил раскопки Помпей (древнеримский город, тоже погребенный под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия).
В 1733 г. в Лондоне было создано «Общество дилетантов», которое направляло экспедиции в Афины, Сирию и Малую Азию. В результате их деятельности в Сирии были обнаружены руины Пальмиры, в Ливане – храм солнца — Баальбек, в Посейдонии – храмы VI-V вв. до н. э. (современный город Пестум в Италии).
В середине XVIII века немецкий историк искусства И. И. Винкельман написал «Историю искусства древности». В ней он впервые попытался систематизировать различные памятники искусства, представленные в музеях и коллекциях Италии.
В 1799 году посол Англии в Константинополе лорд Эльджин получил от правительства Турции разрешение делать слепки и взять несколько камней с надписями или фигурами с акрополя Афин. Он нанял рабочих, которые демонтировали с Парфенона декоративные скульптуры.
В Британию было вывезено 15 метоп, 56 плит фриза, скульптура обоих фронтонов Парфенона и статуя девушки, поддерживающей перекрытие из портика кариатид храма Эрехтейона (кариатида).
Раскопки XIX века
Большое количество греческих памятников было обнаружено в XIX веке. Эти открытия во многом удалось сделать благодаря сохранившемуся сочинению «Описание Эллады», автором которого является греческий путешественник II века н. э. Павсаний.
Так, миру были возвращеныТиринф с циклопическими стенами, сооруженными в XIV веке до н. э., Микены с их стенами, ограждающими акрополь, и воротами, над которыми был укреплен знаменитый рельеф с двумя стоящими львами в геральдической позе (монолит высотой 9 метров и весом 120 тонн). Под акрополем была найдена гробница, получившая название «сокровищницы Атрея». Кроме того, на острове Эгина были обнаружены руины храмов Зевса и Афины, у въезда в гавань Пирей на мысе Суний — храм Посейдона.
В 1829 году археологи приступили к раскопкам храма Зевса в Риме в знаменитом греческом святилище в Олимпии.
С 1833 году немецкий ученый Людвиг Росс начал расчищать афинский акрополь. Из турецкого бастиона удалось извлечь камни от разобранного храма Афины-Ники.
Начались раскопки в Этрурии под руководством немецкого археолога Эдуарда Герхардта. В 1827 году в Тарквиниях недалеко от Рима он обнаружил гробницы с фресковой росписью и великолепными греческими вазами.
С 1832 году управляющий римским ломбардом Кампана начал коллекционировать артефакты, найденные в этрусских гробницах. С 1834 года он приступил к раскопкам в Остии, Черветри и Веях, где в результате были найдены расписные гробницы.
После того как Кампана разорился, экспонаты его коллекции были проданы с аукциона. Некоторые экспонаты выкупила Франция, некоторые- коллекционеры из России. Так, в Эрмитаж попала «царица ваз» — гидрия из Кум с позолоченными изображениями элевсинских богов.
В середине XIX века итальянский археолог Д. Б. Россирешил продолжить начатые до него в XVI веке раскопки христианских катакомб.
В 1838 году на юге Малой Азии, в Ликии, англичанин по имени Шарль Феллоуз нашел знаменитый памятник Гарпий. В Галикарнассе он получил у властей Турции разрешение на извлечение рельефов из стен крепости, построенной в эпоху средневековья рыцарями иоаннитами. Это были 12 плит с рельефами от фриза мавзолея Галикарнасского — гробницы царя Мавзола в Галикарнассе IV века до н. э. В 1846 г. Феллоузу получил разрешение забрать свои находки в Британию.
Некоторые плиты фриза мавзолея удалось найти Ньютону, он же обнаружил статуи Мавзола и Артемисии, а также статуи сидящих Бранхидов.
Первый этап собирания античных памятников завершился к 60-м гг. XIX века. После этого археологи приступили к планомерным раскопкам с научной фиксацией находок.