Эпоха голоцена
Эпоха голоцена или антропоцена является современным периодом геологического времени, основной характеристикой которого стали глобальные изменения, вызванные человеком и его деятельностью.
Голоцен начался в конце палеолитического ледникового периода от 12 до 11,5 тыс. лет назад и продолжается до настоящего времени. В это время на планете начался этап потепления, и ледники позднего палеолита отступили. Тундра покрылась лесом.
Рисунок 1. Голоцен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изменение климата привело к вымиранию многих крупных млекопитающих, хорошо чувствовавших себя в холодных климатических условиях, например, шерстистых носорогов и мамонтов.
Древний человек привык к тому, что основную часть пищи ему давали эти животные, и с их исчезновением ему пришлось переключиться на более мелких животных.
Чтобы дополнить свой рацион люди увеличили сбор растительной продукции.
Население в голоцене увеличивалось и давило на биоразнообразие планеты, приводя к далеко идущим последствиям. В течение многих сотен тысяч лет Земля пережила пять крупных событий массового вымирания, специалисты считают, что около 60 % родов животных вымерли.
Массовое последнее вымирание, начавшееся 65 миллионов лет назад, привело к исчезновению динозавров и завершило меловой период.
По мнению ученых, человечество вызвало шестое массовое вымирание, в эпицентре которого мы находимся сегодня. Из общей численности популяций до 30 % видового состава растительного и животного мира могут исчезнуть в течение следующего столетия.
Основная причина исчезновения видового состава флоры и фауны связана с уничтожением среды их обитания. Помимо этого, человечество оказало большое влияние на геофизические характеристики планеты.
Монокультурное сельское хозяйство в большинстве пахотных регионов мира повлияло на состав и плодородие почвы. Использование минеральных удобрений дало какой-то эффект, но не устранило причины.
Водоносные горизонты пресной воды сократились, и доступность к бесплатной пресной воде тоже сократилась.
Однако не все ученые сходятся во мнении, что именно древние люди были виновны в нынешних тенденциях глобального потепления. Большая часть ученых не сомневается в том, что планета переживает изменения климата. Вполне возможно, что эпоха голоцена приближается к концу.
Пещерное искусство голоцена в Западной Европе
Пещерную живопись часто называют наскальной. Изображения в пещерах выполнены людьми эры палеолита. Основная часть таких объектов обнаружена в Европе.
Именно там древние люди жили в пещерах и гротах, чтобы спастись от холодов. Около 350 пещер археологи обнаружили во Франции и Испании, в них сохранились образцы искусства доисторических времен.
Рисунок 2. Наскальные рисунки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современные технологии позволили датировать пещерные картины, например, изображенный в испанской пещере Куэва-де-лас-Монедас олень, датирован последним ледниковым периодом. Самым старым из известных нам наскальных изображений является красный трафарет руки в пещере Испании. Датирован он был с помощью уран-ториевого метода и сделан неандертальцем более чем 64 тыс. лет назад.
Одни из самых ранних наскальных рисунков находятся во Франции, в пещере Шове. Они относятся к верхнему палеолиту, как показало радиоуглеродное датирование. Однако, некоторые ученых сомневаются в этом. Сомнения возникли в связи с тем, что рисунки для этой эпохи слишком сложны. В Шове, как показало радиоуглеродное датирование этих образцов, было два творческих периода – 35 и 30 тыс. лет назад. Возможно, что с этим и связана путаница в датировке.
Группа носорогов в пещере Шове была нарисована 30-32 тыс. лет назад. В пещере Колибайя, в Румынии, в 2009 г. спелеологи тоже обнаружили рисунки стилистически сопоставимые с рисунками пещеры в Шове. Первоначальная датировка этих изображений имеет тот же диапазон – 32 тыс. лет.
В ряде пещер картины раскрашивались в течение нескольких тысяч лет.
Наскальная живопись Иберийского Средиземноморского бассейна была совсем другой. Она представлена меньшими по размерам и менее подробными фигурами людей и животных. Картины эти были нарисованы в каменных убежищах под утесами в более холодный период времени.
Художники пещер использовали самые разные техники – отслеживание пальцев, лепка из глины, гравюры, барельефы, ручные трафареты, картины в 2-х или в 3-х цветах.
В наскальных рисунках частыми объектами являлись дикие животные – лошади, зубры, бизоны, олени, очертания рук человека, абстрактные узоры. Более реалистичными и натуралистическими были изображения животных в отличие от изображений людей, которые были довольно редкими и схематичными.
На стенах некоторых пещер много трафаретов рук, на нескольких из них полностью или частично отсутствует палец.
Существует несколько теорий относительно древних художников. Например, теория, разработанная Дэвидом Льюисом-Уильямсом, в значительной степени базируется на этнографических исследованиях современных охотников-собирателей. Он полагает, что пещерные картины были созданы шаманами палеолита. В темноте пещер шаманы входили в состояние транса и рисовали то, что видели в своих видениях.
Истоки наскального искусства
Доисторическое наскальное искусство связано с Homo sapiens, впервые появившимся около 200 тыс. лет до нашей эры в Африке. Позже, около 100 тыс. лет до нашей эры, он начал мигрировать в Европу и Азию.
В Западной Европе, которая в то время была скованна льдами, он появился около 40 тыс. лет назад, и местные европейские неандертальцы были полностью уничтожены примерно за 10 тыс. лет.
Где и когда эти люди начали создавать «произведения искусства» археологи и антропологи точно не знают, но самым старым образчиком является набор абстрактных гравюр с перекрестными штрихами.
Эти гравюры были обнаружены на южноафриканском побережье в пещере Бломбос, датируются они 70 тыс. лет до нашей эры. Подобные находки были сделаны в пещере Дьепклоф, расположенной к северу от Кейптауна, около залива Эландс, их датируют 60 тыс. лет до нашей эры.
Эти открытия означают, что истоки пещерного искусства находятся в Африке. Вполне возможно, что своего открытия ждет еще целый ряд африканских пещер, содержащих рисунки и гравюры.
Художественные находки, датируемые 37-39 тыс. лет до нашей эры, были сделаны и в других частях света. Например, абстрактные знаки в испанской пещере Эль-Кастильо, нарисованные 39 тыс. лет до нашей эры, ручные трафареты в индонезийской пещере Сулавеси – 37 тыс. лет до нашей эры, абстрактные петроглифы Гибралтара, в пещере Горхэм – 37 тыс. лет до нашей эры.
Художники каменного века, судя по этим находкам, похожие вещи делали по всему миру, а это, в свою очередь, подтверждает тот факт, что современный человек (Homo Sapiens) свои художественные способности приобрел до того, как покинул Африку.
Самое раннее африканское искусство и самое раннее известное наскальное искусство, одновременно появившееся в Европе и Индонезии, развивалось всплесками. Прогресс был неустойчивый и неравномерный, он шел рывками.
Художественные техники развивались, забывались и снова открывались. На Европейском континенте одни и те же темы и стили художники повторяли, не зная об успехах других художников или резчиков по камню.
Пещерные наскальные рисунки есть на всех континентах, за исключением Антарктиды.
В пределах Европы открыто 350 таких памятников от южной оконечности Пиренейского полуострова до Урала. Из этого количества памятников около 160 находятся на территории Франции.