Фатьяновский могильник
Фатьяновская культура, как считали ранее, свое начало берет в ямной культуре южнорусских степей, но затем исследования показали, что в происхождении этих культур существует принципиальная разница.
Рисунок 1. Фатьяновская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фатьяновская культура занимала почти всю лесную полосу Европейской части России. Ей предшествовала волосовская мезолитическая культура, носители которой занимались охотой и рыболовством.
Между волосовцами и фатьяновцами прослеживалась антропологическая близость и в расовом отношении они были северными европеоидами. Однако отношения между ними были враждебные.
Информацию о фатьяновской культуре дали ее захоронения. К сожалению, не найдено постоянных поселений фатьяновцев, очевидно, потому что они вели подвижный образ жизни, будучи скотоводами. Родовые кладбища фатьяновцев располагались на холмах и высоких речных берегах. Их погребения не имели курганов и были грунтовыми.
Своих покойников они укладывали на бок в скорченном положении, причем, мужчин на правом боку и головой на запад, а женщин укладывали на левый бок головой на восток. Тела покойников заворачивали в медвежьи шкуры или в бересту.
В погребальном культе большую роль играл огонь, о чем свидетельствуют захоронения. Вокруг могил и над могилами обнаружены остатки костров, возле головы и ног погребенных обнаружены угли, а также красная краска и кремни. В захоронениях фатьяновцев примечательными предметами были боевые топоры, изготовленные в основном из гранита, диорита, диабаза.
Наиболее совершенные из нескольких разновидностей топоров, были украшены лучеобразными узорами. Очевидно, это были топоры вождей.
Боевые топоры обязательно присутствовали в московской группе фатьяновской культуры в каждой мужской могиле. Иногда их находили и в женских могилах. Сыновья фатьяновцев, по всей видимости, были воинами с детства, потому что игрушечные топоры из камня и глины находили и в детских могилах.
Из других видов оружия в захоронениях встречались наконечники дротиков и стрел, шаровидной и грушевидной формы булавы, кинжалы из костей медведя, кремневые ножи.
В могилах мужчин и мальчиков находили обереги из клыков медведя, которые чаще всего находились у кисти левой руки погребенного. Специалисты считают, что медведь для фатьяновцев был священным животным, поскольку всюду в захоронениях видно его присутствие.
Найдены в могильниках кости и домашних животных. Погребения часто сопровождались частями туши свиньи. В поздних московско-клязьминских могильниках и в ранних верхневолжских появились туши овцы и козы, а также изделия из их костей.
Примечательным остается тот факт, что в захоронения фатьяновцы никогда не клали части туш коров. Специалисты предполагают, что корова для них была источником молочной пищи, а говядину они не употребляли.
Свое существование фатьяновская культура прекратила на рубеже III-II тысячелетия.
Волосовская культура
Волосовская культура была выделена В. А. Городцовым в 1915 г. Распространялась она на территории Восточного и Среднего Поволжья.
Рисунок 2. Волосовская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К финалу неолита относят ранние памятники волосовской культуры, а к началу раннего металла – поздние памятники.
С точки зрения А. Х. Халикова и О. Н. Бадера волосовцы мигрировали из Урало-Камского региона, а сложилась она, по мнению В. В. Сидорова, на территории Валдайской возвышенности. Позже носители этой культуры расселились по территории Волго-Окского междуречья.
Волосовцы предположительно говорили на прафинно-угорском языке, но с точки зрения антропологии и этногенетики у них просматриваются элементы славян и балтов – позднейшего населения этих территорий.
Волосовская культура в конце своей истории подверглась нападению племен фатьяновской и абашевской культуры.
Свои орудия они изготавливали из кремня и кости, знали керамику. Волосовцы вели оседлый образ жизни и жили в поселках по 25-30 жителей. Занимались они в основном охотой на кабана, медведя, лося.
Находки гарпунов и рыболовных крючков свидетельствует и о занятиях рыбной ловлей. Из домашних животных им была известна собака.
Археологи обнаружили в культурных слоях волосовских поселений музыкальные инструменты – флейты и игральные фишки.
Из животных наиболее почитаем, был медведь - прародитель. Их погребальный обряд на территории Верхней Волги и Оки изучен достаточно хорошо.
Захоронения были как на поселениях, так и в жилищах с различной ориентировкой. Обряд погребения был в виде трупоположения, расчленения и вторичного захоронения. Инвентарь в погребениях почти отсутствовал, но была охра.
Такие обряды объясняются древними представлениями финно-угров о загробной жизни.
У специалистов отсутствует единое мнение относительно возраста волосовской культуры – неолит или энеолит. Однако большая часть исследователей относят волосовскую культуру к периоду лесного энеолита.
Материальная культура волосовцев отражала развитие хозяйственного уклада, сложившегося в предшествующую неолитическую эпоху – это охота, рыболовство, собирательство. Духовная же их культура качественно отличалась от духовной культуры неолитического населения.
Многогранность духовной культуры волосовцев отразилась в погребальном обряде, который включал в себя как собственно захоронение трупа, так и целую систему действий ритуального характера.
В конце XX в. Д. А. Крайновым были исследованы три святилища на стоянках Сахтыш-8, Сахтыш-2, Сахтыш-2А. Первое «святилище», открытое в 1977 г., представляло собой прямоугольную постройку слегка углубленную, в центральной части которой находилась 3-х метровая овальная яма.
В древности она была перекрыта деревянным настилом, на котором найдена кучка жженых птичьих костей и остатки медвежьего черепа. В специальном углублении на дне ямы лежали мелкие отщепы и чешуйки из желтого кремня.
Второе святилище было раскопано в 1979 г. и тоже состояло из двух частей – прямоугольной постройки типа шалаша и глубокой ямы, перекрытой деревянным настилом. Стены ямы были облицованы тесом.
В раздавленном сосуде лежал обломок скульптурной модели фаллоса из рога, нож из лопатки лося.
Третье святилище, исследованное в 1990 г., тоже состояло из двух частей. Только наземная постройка представляла собой правильный пятиугольник. Внутри строения тоже находилась яма, на дне которой было найдено скопление костей медведя, лося, бобра и куницы.
Эпоха энеолита
Неолит (не считая раннего) и энеолит существовали одновременно и относятся к IV-III вв. до нашей эры. Различаются они не хронологией, а уровнем культуры.
Неолитические племена в это время заселяли многие области Европы и Азии. Основными занятиями у них была охота и ловля рыбы, с металлом они были еще не знакомы.
В это же время в других областях Европы и Азии жили энеолитические племена, знакомые с металлом, поэтому в основе их хозяйства лежало земледелие и скотоводство.
Между каменным и бронзовым веком существовал медный век, доказанный химическим анализом древнейших металлических орудий труда и оружия. Все орудия труда во всех странах оказались чисто медными, а не бронзовыми.
Чистая медь не имеет искусственных примесей, а естественные примеси неизбежны. Бронза является сплавом меди и олова, но сделать такой сплав трудно, да и олово в природе встречается не часто.
Медные орудия, таким образом, не могли вытеснить кремневых. Сначала медные орудия делали из самородной меди, путем холодной обработки ударами. Ее считали разновидностью камня.
Потом обнаружили, что при сильном нагревании она превращается в жидкость и может принять любую форму. Это стало началом металлургии.
Из энеолитических поселений наиболее типичными были поселения расписной керамики.
Существовавшие от Китая до Дуная эти поселения характеризуют одну и ту же ступень общественного развития. Между собой их объединяло пять общих признаков:
- господствовавшее мотыжное земледелие;
- преобладание кремневых орудий с появлением медных;
- глинобитные большие дома;
- глиняные женские статуэтки, характерные для материнского рода;
- расписная керамика.
Раньше всего такие поселения возникли в Египте и в Двуречье. Первобытные древности этих стран датируются IV тысячелетием до нашей эры.
На основе рабовладения в Двуречье и Египте в IV-III тысячелетиях до нашей эры шло развитие высокой цивилизации, хотя энеолит там еще продолжался.
В это время в Азии и в Европе распространялись поселения с расписной керамикой, которая везде была связана с мотыжным земледелием. Однако в Германии и Франции расписной керамики не было, хотя подобные поселения тоже были. Характерной для них была ленточная керамика.
Время энеолита лучше всего изучено на Украине – это Трипольские поселения, возраст которых III тысячелетие до нашей эры.