Происхождение звериного стиля
Среди образцов так называемого скифо-сибирского звериного стиля наиболее ярко выделяются изделия его поволжско-уральского варианта. В основном он связан с ирано-язычными кочевниками — носителями савроматской археологической культуры.
Создателями поволжско-уральский варианта прикладного искусства Евразии были савроматы, которые кочевали по территории степей Задонья, Поволжья, а также родственные им племена Южного Приуралья. Окончательно поволжско-уральский вариант скифо-сибирского звериного стиля сложился к середине VI в. до н. э.
В его основе лежат те же зооморфные образы, мотивы и приемы стилизации, что и в зверином стиле Северного Кавказа, Южной Сибири и Средней Азии.
Развитие савромато-сарматского звериного стиля происходило в два этапа:
- VI- IV вв. до н. э. (связан с савроматами),
- III в. до н.э. II в.н.э. (сложение новых военно-политических союзов сарматов и их расселение на запад)
Изображения животных
Стилизованными изображениями животных савроматы украшали одежду, оружие, предметы туалета и каменные жертвенники. Савромато-звериный стиль носил сакрально-магический смысл. Савроматские мастера стремились подчеркнуть глаз, уши, рога, пасть и клюв – то есть те органы животных, которые символизировали зоркость и остроту слуха, силу и ловкость. Иногда контуры тела зверя заполняли фигурами животных или их частями и схематичными головами хищной птицы. Также подчеркивались мускулы щек и плеча.
Часто какие-то части птицы или животного изображали как отдельный предмет (например, лапа или хвост птицы). Таким образом, мастера хотели передать определенное качество.
Чаще всего мастера изображали хищников семейства кошачьих, волка, медведя, хищных птиц или фантастического орлиноголового грифона, а также лошадь, кабана и оленя.
Животных и птиц изображали очень выразительно: свирепыми, с оскаленными мордами, когтистыми лапами и массивными клювами.
На савроматских предметах часто встречаются изображения животных, которые готовятся к прыжку.
Иногда животных изображали в борьбе. Так, среди археологических находок были предметы с изображением двух борющихся верблюдов и орла, терзающего травоядное животное.
В Приуральской группе, близкой к сако-массагетской, тасмолинской и пазыркской культурам, звериный стиль более разнообразный. Здесь чаще всего встречаются верблюд, горный козел, архар и сайгак. Для приволжских савроматов такие изображения не характерны.
Мотивы архара и козла были заимствованы из горных областей Южной Сибири и Средней Азии.
Также среди находок, относящихся к Приуральской группе, встречаются контурные схематичные изображения ноги лошади, головы орла и его когтя. Они изображены на золотых обкладках деревянных кубков из І Пятимаров и на бляшках от конской уздечки.
Также савроматский стиль был тесно связан с зооморфными изображениями ананьинской культуры Прикамья и Среднего Урала и с зооморфным стилем более поздних сарматких племен.
Зооморфные мотивы в прикладном искусстве
Зооморфные мотивы встречаются и в прикладном искусстве сарматов – на браслетах и гривнах, пряжках и бляшках от одежды, на предметах конского убора, а также на алебастровых туалетных сосудах и на ручках металлических сосудов — на золотых кубках.
Для украшения предметов торевтики (искусство холодной обработки изделий из металла) часто использовали изображения хищников и драконообразных существ с сильно изогнутыми телами. Часто, чтобы подчеркнуть мускулы животных, древние мастера использовали цветные вставки (пасту и другие камни), в результате получалась удивительная игра цвета.
Древним мастерам удавалось очень реалистично изображать сцены борьбы животных, терзание хищниками травоядных. Предметы сарматского производства с такими изображениями имеются в Сибирской золотой коллекции Петра I. Эти сцены борьбы и растерзания жертв восходят еще к савроматскому времени Южного Приуралья и, скорее всего, связаны с эпическими сказаниями, в которых описывалась борьба между племенами и постоянные войны между сарматскими объединениями племен.
В течение первых веков н. э. на смену capматскому звериному стилю, восходящему к савроматской эпохе, приходит полихромный стиль, в котором зооморфные мотивы постепенно сменяются геометрическими. Вместе с тем зооморфность сохраняется до конца политического господства сарматов в восточноевропейских степях.