Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Органика в условиях вечной мерзлоты: реконструкция комплекса пазырыкской одежды

Пазырыкцы

Специалисты не сомневаются в том, что пазырыкцы не относились к коренному населению Алтая. Это были мигранты, пришедшие на Алтай в VI в. до нашей эры из другого региона.

По всей вероятности, представители пазырыкской культуры были родом из Бактрии, расположенной на востоке Ирана. В процессе миграции они вобрали в себя более мелкие народы, но элита пазырыкцев имела иранские корни.

Открыватель пазырыкской культуры – С. И. Руденко, относил их к кочевым племенам юэчжам, которые были разбиты гуннами и бежали от них на север. Гипотезу Руденко нельзя полностью отвергнуть, но также нельзя и полностью с ней согласиться.

По антропологическому типу пазырыкцы - типичные европеоиды, хотя в одном из царских курганов был найден человек с монголоидными чертами черепа.

Пазырыкцы (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пазырыкцы (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Курганы пазырыкской культуры находятся на территории современного Алтая. К северу от пазырыкцев проживало мощное объединение племен каменской культуры. Между этими двумя культурами существовала четкая граница – каменцы не лезли в горы, а пазырыкцы не выходили на степные просторы.

Восточнее существовала не менее мощная тагарская археологическая культура. В конце III в. до нашей эры пазырыкская культура погибла. Как говорят китайские источники царь сюнну в 201 г. до нашей эры совершил поход на север. В результате этого похода Южная Сибирь и Алтай были покорены, пазырыкскую элиту либо перебили, либо ассимилировали.

Важность этой культуры заключается в том, что она разделила культуру кочевого мира на допазырыкский и постпазырыкский периоды. Новое население, шедшее с запада на восток, вклинилось в развитие центрально-азиатских народов. После того, как пазырыкские объединения пали, процесс формирования новой культуры снова возобновился. Сначала он проходил под влиянием хунну, потом сяньби и жужаней. На этой основе позже сформировалась тюркская общность, пришли кыргызы, найманы, монголы и др.

«Органика в условиях вечной мерзлоты: реконструкция комплекса пазырыкской одежды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Интересной чертой пазырыкской культуры были татуировки. Поскольку письменности еще не было, то татуировка служила не столько как украшение, сколько возможностью для передачи информации. По татуировке знающий человек мог сказать о возрасте, статусе, роде занятий. Пазырыкцы в свое время были единственным народом Южной Сибири, кто украшал свои тела татуировкой.

К такому выводу ученые пришли после того, как изучили останки знатного представителя каменской культуры и не нашли следов татуировки на его теле.

Находки из пазырыкских курганов

Особое отношение к одежде наблюдается во всех культурах, все, что человек носит на себе, является его частью при жизни и после смерти. Пазырыкские находки в течение длительного времени будоражат умы ученых.

Одежда пазырыкцев (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Одежда пазырыкцев (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Найденные артефакты прекрасно сохранились, и каждый новый разбивает предыдущие гипотезы, добавляя новые загадки. Из-за богатства находок и самих погребений, ученые назвали их «царскими».

Благодаря вечной мерзлоте до нашего времени сохранились предметы одежды и домашней утвари. В пятом пазырыкском кургане сохранились мумифицированные тела мужчины и женщины. На женщине – «Принцессе Укока», была надета шелковая рубаха и шерстяная юбка, сбоку на юбке были нашиты подвески из бронзы.

Рубаха из шелка свидетельствовала о знатности погребенной, сам шелк изготовлен был или в Китае, или в Индии. Удивительным было то, что на голове женщины кроме головного убора был парик. На блюде у ее изголовья лежали семена кориандра.

Относительно семян ученые высказали две версии – либо кориандр был привозным, либо пазырыкцы привезли его с собой из Передней Азии.

Женщины Алтая по свидетельству этнографических материалов носили высокие головные уборы. Традиционным головными уборами женщин теленгиток были шапочки с жесткой тульей конусовидной формы. Жесткость достигалась посредством использования ткани, сложенной в несколько слоев, склеенных тестом. Такую шапочку надевали на голову невесты и в этой же шапочке хоронили.

Одежда, как правило, была из шелка, шерсти, меха и войлока. Обязательным в одежде был пояс, длиной более 190 см. Такие пояса сопоставимы с древнекитайскими, подобные же носили в эпоху бронзы в соседнем Синьцзяне. До недавних пор сходные шерстяные кушаки носили женщины Алтая, только с короткими шнурками.

Пояса с металлической фурнитурой в могилу в поздний период уже не помещали. Металлические детали заменили деревянными, которые покрывались золотой фольгой. Такие пояса имели на концах две крупные пластинчатые бляхи и четыре прямоугольные малые бляшки. Появились такие пояса с крупными бляхами с самого начала пазырыкской культуры. На концевых бляхах изображали зооморфных персонажей – тигра, кабана, лося.

Иногда пояса мальчиков и девочек украшали 20 раковинами каури и крепили двумя деревянными пуговками.

Что касается обуви пазырыкцев, то она была 4 типов, их общая характерная черта – довольно высокие голенища. Голенище и подошва кроились отдельно, а у носков были сборки:

  • первый тип обуви – мужские ноговицы были из ткани или кожи и лямками крепились к поясу;
  • второй тип – высокие кожаные или меховые сапоги для мужчин и мальчиков. Голенища таких сапог кроили из разнотипных кожаных квадратиков в целях экономии материала;
  • третий тип - высокие войлочные сапоги для мужчин и для женщин. Шили их из качественного войлока белого цвета из трех частей без учета правой и левой ног. Подошва кроилась отдельно и имела красный цвет. Высокая обувь для женщин-наездниц была необходима, потому что при верховой езде юбка высоко поднималась. У мужчин в такие сапоги заправлялись укороченные штаны;
  • четвертый тип обуви – женские полусапожки был обнаружен во втором кургане Пазырыка. Обуви было две пары. Сапоги, отличались особо роскошным декором и голенищами из шкуры леопарда. Вторая пара из красной кожи была расшита сложным орнаментом. Это была парадная обувь, и в ней надо было сидеть по-турецки, демонстрируя богато украшенные подошвы. Красные полусапожки были надеты и на богине, изображенной на войлочном ковре из Пазырыке.

Ледяные гробницы пазырыкской эпохи

Мерзлотные курганы в горном Алтае есть не только в Пазырыке. Они встречаются в Западной Монголии, Восточном Казахстане, Синьцзяне.

Проблему образования мерзлоты пытался объяснить еще С. И. Руденко. Он отводил особую роль мощности каменной наброски и диаметру насыпи. Наброска кургана, считал он, в летний период играла роль изолирующего слоя и препятствовала прогреванию пород под курганом.

По мнению ученых, линза мерзлоты возникла одновременно с сооружением кургана естественным путем. Однако возникал вопрос, почему вечная мерзлота не образовалась в курганах Тувы, где насыпи были значительно мощнее.

Вторым фактором генезиса мерзлоты было высокогорное расположение некрополей, однако, исследования в Горном Алтае, проведенные на высоте 900 м. над уровнем моря, признали эту гипотезу несостоятельной.

Предлагалась гипотеза и о том, что пазырыкцы свои погребальные объекты намеренно сооружали в местах с вечной мерзлотой, но и она не подтвердилась.

В Горном Алтае курганы с вечной мерзлотой встречаются только в пазырыкской культуре, и это не зависит от высоты над уровнем моря и ландшафтно-климатических условий.

Дата написания статьи: 22.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot