Пазырыкцы
Специалисты не сомневаются в том, что пазырыкцы не относились к коренному населению Алтая. Это были мигранты, пришедшие на Алтай в VI в. до нашей эры из другого региона.
По всей вероятности, представители пазырыкской культуры были родом из Бактрии, расположенной на востоке Ирана. В процессе миграции они вобрали в себя более мелкие народы, но элита пазырыкцев имела иранские корни.
Открыватель пазырыкской культуры – С. И. Руденко, относил их к кочевым племенам юэчжам, которые были разбиты гуннами и бежали от них на север. Гипотезу Руденко нельзя полностью отвергнуть, но также нельзя и полностью с ней согласиться.
По антропологическому типу пазырыкцы - типичные европеоиды, хотя в одном из царских курганов был найден человек с монголоидными чертами черепа.
Рисунок 1. Пазырыкцы (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Курганы пазырыкской культуры находятся на территории современного Алтая. К северу от пазырыкцев проживало мощное объединение племен каменской культуры. Между этими двумя культурами существовала четкая граница – каменцы не лезли в горы, а пазырыкцы не выходили на степные просторы.
Восточнее существовала не менее мощная тагарская археологическая культура. В конце III в. до нашей эры пазырыкская культура погибла. Как говорят китайские источники царь сюнну в 201 г. до нашей эры совершил поход на север. В результате этого похода Южная Сибирь и Алтай были покорены, пазырыкскую элиту либо перебили, либо ассимилировали.
Важность этой культуры заключается в том, что она разделила культуру кочевого мира на допазырыкский и постпазырыкский периоды. Новое население, шедшее с запада на восток, вклинилось в развитие центрально-азиатских народов. После того, как пазырыкские объединения пали, процесс формирования новой культуры снова возобновился. Сначала он проходил под влиянием хунну, потом сяньби и жужаней. На этой основе позже сформировалась тюркская общность, пришли кыргызы, найманы, монголы и др.
Интересной чертой пазырыкской культуры были татуировки. Поскольку письменности еще не было, то татуировка служила не столько как украшение, сколько возможностью для передачи информации. По татуировке знающий человек мог сказать о возрасте, статусе, роде занятий. Пазырыкцы в свое время были единственным народом Южной Сибири, кто украшал свои тела татуировкой.
К такому выводу ученые пришли после того, как изучили останки знатного представителя каменской культуры и не нашли следов татуировки на его теле.
Находки из пазырыкских курганов
Особое отношение к одежде наблюдается во всех культурах, все, что человек носит на себе, является его частью при жизни и после смерти. Пазырыкские находки в течение длительного времени будоражат умы ученых.
Рисунок 2. Одежда пазырыкцев (реконструкция). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Найденные артефакты прекрасно сохранились, и каждый новый разбивает предыдущие гипотезы, добавляя новые загадки. Из-за богатства находок и самих погребений, ученые назвали их «царскими».
Благодаря вечной мерзлоте до нашего времени сохранились предметы одежды и домашней утвари. В пятом пазырыкском кургане сохранились мумифицированные тела мужчины и женщины. На женщине – «Принцессе Укока», была надета шелковая рубаха и шерстяная юбка, сбоку на юбке были нашиты подвески из бронзы.
Рубаха из шелка свидетельствовала о знатности погребенной, сам шелк изготовлен был или в Китае, или в Индии. Удивительным было то, что на голове женщины кроме головного убора был парик. На блюде у ее изголовья лежали семена кориандра.
Относительно семян ученые высказали две версии – либо кориандр был привозным, либо пазырыкцы привезли его с собой из Передней Азии.
Женщины Алтая по свидетельству этнографических материалов носили высокие головные уборы. Традиционным головными уборами женщин теленгиток были шапочки с жесткой тульей конусовидной формы. Жесткость достигалась посредством использования ткани, сложенной в несколько слоев, склеенных тестом. Такую шапочку надевали на голову невесты и в этой же шапочке хоронили.
Одежда, как правило, была из шелка, шерсти, меха и войлока. Обязательным в одежде был пояс, длиной более 190 см. Такие пояса сопоставимы с древнекитайскими, подобные же носили в эпоху бронзы в соседнем Синьцзяне. До недавних пор сходные шерстяные кушаки носили женщины Алтая, только с короткими шнурками.
Пояса с металлической фурнитурой в могилу в поздний период уже не помещали. Металлические детали заменили деревянными, которые покрывались золотой фольгой. Такие пояса имели на концах две крупные пластинчатые бляхи и четыре прямоугольные малые бляшки. Появились такие пояса с крупными бляхами с самого начала пазырыкской культуры. На концевых бляхах изображали зооморфных персонажей – тигра, кабана, лося.
Иногда пояса мальчиков и девочек украшали 20 раковинами каури и крепили двумя деревянными пуговками.
Что касается обуви пазырыкцев, то она была 4 типов, их общая характерная черта – довольно высокие голенища. Голенище и подошва кроились отдельно, а у носков были сборки:
- первый тип обуви – мужские ноговицы были из ткани или кожи и лямками крепились к поясу;
- второй тип – высокие кожаные или меховые сапоги для мужчин и мальчиков. Голенища таких сапог кроили из разнотипных кожаных квадратиков в целях экономии материала;
- третий тип - высокие войлочные сапоги для мужчин и для женщин. Шили их из качественного войлока белого цвета из трех частей без учета правой и левой ног. Подошва кроилась отдельно и имела красный цвет. Высокая обувь для женщин-наездниц была необходима, потому что при верховой езде юбка высоко поднималась. У мужчин в такие сапоги заправлялись укороченные штаны;
- четвертый тип обуви – женские полусапожки был обнаружен во втором кургане Пазырыка. Обуви было две пары. Сапоги, отличались особо роскошным декором и голенищами из шкуры леопарда. Вторая пара из красной кожи была расшита сложным орнаментом. Это была парадная обувь, и в ней надо было сидеть по-турецки, демонстрируя богато украшенные подошвы. Красные полусапожки были надеты и на богине, изображенной на войлочном ковре из Пазырыке.
Ледяные гробницы пазырыкской эпохи
Мерзлотные курганы в горном Алтае есть не только в Пазырыке. Они встречаются в Западной Монголии, Восточном Казахстане, Синьцзяне.
Проблему образования мерзлоты пытался объяснить еще С. И. Руденко. Он отводил особую роль мощности каменной наброски и диаметру насыпи. Наброска кургана, считал он, в летний период играла роль изолирующего слоя и препятствовала прогреванию пород под курганом.
По мнению ученых, линза мерзлоты возникла одновременно с сооружением кургана естественным путем. Однако возникал вопрос, почему вечная мерзлота не образовалась в курганах Тувы, где насыпи были значительно мощнее.
Вторым фактором генезиса мерзлоты было высокогорное расположение некрополей, однако, исследования в Горном Алтае, проведенные на высоте 900 м. над уровнем моря, признали эту гипотезу несостоятельной.
Предлагалась гипотеза и о том, что пазырыкцы свои погребальные объекты намеренно сооружали в местах с вечной мерзлотой, но и она не подтвердилась.
В Горном Алтае курганы с вечной мерзлотой встречаются только в пазырыкской культуре, и это не зависит от высоты над уровнем моря и ландшафтно-климатических условий.