Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Милевые столбы

Пути сообщения в Древнем Риме

Римская империя охватывала большие территории вокруг Средиземного моря в Европе, поэтому, чтобы обеспечить оперативную переброску легионов в отдаленные районы, нужно было хорошо налаженное дорожное сообщение.

Римляне научились строить ровные и прямые дороги, которые позволяли в кратчайшее время преодолеть расстояние между Римом и важнейшими провинциальными пограничными городами.

В конце VI века до н. э. была построена знаменитая Аппиева дорога, ширина ее дорожного полотна составляла от 4,5 до 6 метров. Аппиева дорога проходила через болота, лежавшие между Римом и Капуей, и тянулась к югу.

С главными провинциями и пограничными укреплениями Рим связывала хорошая дорожная сеть. В эпоху империи общая протяженность римских дорог составляла более 150 тыс. км (Кругликова И. Т. «Античная Археология», Москва, "Высшая школа", 1984).

При строительстве дорог римские дорожники выбирали самое короткое расстояние между пунктами, поэтому они прорубали туннели, строили дамбы, мосты и виадуки, которые пересекали реки.

Согласно действовавшему в Риме закону XII таблиц, ширина военных дорог должна была составлять не менее 8 футов (примерно 2,4 метра), на изгибах ширина дорожного полотна увеличивалась в два раза.

Технологии строительства дорог

Технология строительства дороги зависела от местности, по которой ее нужно было проложить. Если рельеф был ровным, то перед началом строительства дороги выравнивалась траншея, глубина которой составляла 0,75-0,8 метра. Борта траншеи укрепляли каменными кладками. Дно траншеи выкладывали крупными камнями, сверху на этот слой насыпали более мелкие камни, смешанные с песком и известью, далее делали слой из песка или черепичного порошка с известью, а над ним слой из песка или черепичного порошка с известью и только затем уже укладывали дорожные плиты.

Если дорогу нужно было прокладывать через болота, то сначала забивали сваи, затем набрасывали слой булыжника, поверх которого делали подушку из толченого мергеля. Эту подушку засыпали щебнем, потом гравием с землей.

«Милевые столбы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Если же дорога должна была проходить вдоль склона горы, то поверхность выравнивали, склон частично подрубали и сооружали искусственную насыпь, которую подпирала стена. Ближе к обочинам полотно дорог занижали для стока воды.

Милевые камни

Вдоль магистральных дорог римляне устанавливали трехметровые милевые каменные столбы диаметром от 50 до 80 см. Колонны стояли на постаментах. Милевые камни устанавливались строго через определенное расстояние – 1 миля. Вес таких камней составлял более двух тонн.

На верхней части милевых столбов указывали имя и титулы императора, по указу которого была построена дорога, время появления камня и расстояние от столба до ближайших населенных пунктов или границы.

Римляне измеряли расстояния в милях. Одна миля была равна 1,48 км. На некоторых дорогах милевые столбы устанавливали уже после строительства дороги.

Милевые столбы стали предшественниками почтовых столбов. На них указывали расстояние в милях.

Золотой мильный камень

«Золотой мильный камень» (Milliarium Aureum) - колонна из позолоченной бронзы, установленная в Риме в 20 году до н. э. по указу римского императора Октавиана Августа. От этого камня начинались все основные дороги империи, в связи с чем появилась поговорка «Все дороги ведут в Рим». Также на Золотом миллиарии были указаны крупные римские города и расстояние до них.

Это был древнеримский аналог нулевого километра.

До наших дней сохранились части основания колонны.

Мосты и виадуки

Римляне достигли большого искусства в строительства мостов и виадуков. Во время войн они возводили деревянные мосты (например, мост через Рейн, построенный Гаем Юлием Цезарем, или возведенный в период правления Траяна мост через Дунай).

Однако для строительства постоянных мостов и виадуков использовались камень и кирпич. Римляне были первыми, кому удалось реализовать потенциал арки для строительства мостов. Римские арочные мосты были полукруглыми или сегментными.

Некоторые из построенных в Древнем Риме мостов сохранились до нашего времени. Например,гранитный мост Алькантара через реку Тахо в Испании, мост Сен-Шамо через реку Тулубр в Южной Франции и др.

Возраст самых старых мостов в Риме составляет порядка 2 тыс. лет.

Для перевозки товаров использовались четырехколесные телеги или двухколесные повозки. Для транспортировки грузов по морю и рекам использовались морские и речные лодки и суда, а также плоты, которые прикрепляли между двух лодок.

Дата написания статьи: 31.01.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot