Каргопольская культура — это археологическая культура, получившая распространение на юго-западе современной Архангельской области и севере современной Вологодской области в середине V – начале III тыс. до н.э.
Каргопольскую культуру выделили в 1947-1952 гг. Тогда археолог М. Е. Фосс включила в нее памятники вплоть до эпохи раннего металла.
Название культуры связано с местом основных находок, сделанных на территории Каргопольского района Архангельской области.
Археологи выявили около 90 поселений, стоянок и могильников, относящихся к каргопольской культуре.
Поселения
Создатели каргопольской культуры селились на возвышенных участках берегов рек и озер. Постоянные поселения удалены от озерных открытых берегов. Иногда их площадь составляет 3 тыс. кв. метров.
Площадь временных стоянок намного меньше. Временные стоянки обычно располагались на дюнных всхолмлениях у больших озер.
На стоянках были обнаружены наземные жилища (большие прямоугольные и небольшие круглые в плане).
Керамика
Для каргопольской культуры характерны керамические изделия из грубого теста с примесью дресвы и песка. Также археологам встречались образцы с примесью слюды или мелкого кварца.
Сосуды делали с круглым дном и прямыми стенками. Венчик срезали прямо и оформляли гребенчатым штампом. Позднее каргопольские мастера стали изготавливать большие сосуды с массивными граненым венчиком, тоже оформленным гребенкой.
Посуду изготавливали разных размеров. Сосуды были высотой 50-55 см и диаметром 40-45 см. Были и миниатюрные сосуды диаметров всего 3-5 см. В крупных сосудах хранили запасы, они были слишком большими для варки пищи. В основном же изготавливали посуду средних размеров, круглодонную, полусферическую или слегка прикрытой формы.
Основную орнаментацию керамики составляла горизонтальная зональность и небольшое количество штампов – это могла быть круглая ямка, оттиски гребенка, рисская единица и т. д. Всю поверхность сосуда обычно покрывали узором из глубоких круглых ямок в шахматном порядке.
Орудия труда
Для изготовления орудий труда использовали сланец, пестрый валунный кремень или кварц. Каргопольские мастера владели разными техниками обработки камня – они освоили пиление, сверление, раскалывание и обивку, ретуширование, шлифовку и полировку готовых изделий.
Среди археологических находок были кварцевые пилы, ретушеры, шлифовальные плитки и наковальни. Из рубящих орудий были обнаружены топоры, кирки, тесла, долота и стамески. Все эти орудия труда изготовлены из сланца, в редких случаях – из твердых пород дерева.
Из орудий для охоты встречаются наконечники стрел, дротики и копья из кремня. Среди находок также есть орудия рыболовства – это крючки из сланца, от которых обычно сохраняются стержни.
Жители стоянок использовали заколы, сети, ловушки, не сохранившиеся на поселениях, однако широко известные в лесном неолите.
Из орудий для хозяйственных целей каргопольцы использовали скребки, ножи из тонких отщепов с двусторонней ретушью, скобели, а также ложкари, проколки, долотовидные, комбинированные изделия на кремнёвых отщепах.
Инвентарь из кости встречается редко. Из кости каргопольские мастера изготавливали примитивные по форме тупые наконечники, мелкие гарпуны, проколки и острия, рыболовные крючки и стержни к ним, редко кинжалы и наконечники копий.
Также на многих стоянках встречаются украшения из кости, сланца и янтаря. Среди таких находок в основном встречаются подвески различной формы.
Погребения
Носители каргопольской культуры устраивали погребения и могильники на окраинах стоянок. Особенностью погребального обряда был обычай прикрывать умершего камнями.
Покойников обычно хоронили в вытянутом положении на спине, животе или на боку.
Никаких сооружений над могилой не делали.
Погребальный инвентарь встречается редко. Обычно это подвески из сланца или янтаря и зубы животных.
Скульптура
На стоянках каргопольской культуры также встречаются фигурки из кремня. Людей обычно изображали в фас, в согнутой позе, с неразделенными и выдвинутыми вперед ногами и без рук. Каргопольцы обычно прорабатывали только верхнюю часть лица.
Исследователи считают, что «идолы» были покровителями домашнего очага, так как они часто встречались в жилищах.
Среди фигурок встречаются также изображения птиц, зверей, рыб, рептилий и хищников.