Античная чернолаковая керамика: история изучения
Чернолаковая керамика – это тип керамики Древней Греции. Она представляет собой посуду, покрытую черным лаком.
В Древней Греции в классический и эллинистический периоды чернолаковая керамика была широко распространена. Постепенно чернолаковую керамику с V в. до нашей эры вытесняла нарядная керамика с краснофигурной вазописью – на рынке Средиземноморья она пользовалась большим спросом.
Тем не менее, в эпоху эллинизма именно чернолаковая посуда оставалась популярной. Производили ее для экспорта в разные регионы, а не только для продажи в Греции.
Рисунок 1. Чернолаковая керамика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первая попытка исследования пергамской керамики была предпринята немецким ученым А. Конце в начале XX в. Работа А. Конце стала началом изучения эллинистической чернолаковой керамики.
Исследованием аттической керамики занимался Г. Томпсон. Результаты своей работы он опубликовал в 1934 г. в периодическом издании «Американской школы классических исследований в Афинах».
Томпсон рассматривал 5 закрытых комплексов находок керамики, включая чернолаковую керамику, найденную на Афинской Агоре. Датировалась эта керамика концом IV – концом II вв. до нашей эры.
Был составлен каталог, в котором каждый сосуд имел подробное описание. Данными этого каталога с небольшими дополнениями и изменениями, ученые пользуются и сегодня. В этот же период проводились исследования импортной греческой керамики. Обнаружена она была на памятниках с менее развитым чернолаковым производством.
Следующий этап в истории изучения чернолаковой керамики связан с работой Т. Иванова «Апполония», вышедшей в свет в 1963 г. Большой раздел в этой книге затрагивает проблемы типологии античной керамики, обнаруженной в некрополе Аполлонии. Автор книги придерживается четкой схемы деления всего комплекса и всю чернолаковую керамику разделяет на 5 больших групп по центрам ее производства. Это была вершина классификационной пирамиды. Затем в этих группах выделялись подгруппы по способу обработки поверхности.
Датируя некоторые типы канфаров, Т. Иванов впервые вводит объективный критерий отношения диаметра венчика к высоте сосуда. Данный подход, обоснованный еще в 1950 г., позволил установить закономерную тенденцию постепенного изменения пропорций сосудов.
Однако работы, основанные на изучении чернолаковой керамики, которая была найдена непосредственно в местах ее производства, остаются наиболее важными.
Одной из таких работ является монография Й. Шефера, в которой один из разделов посвящен пергамской чернолаковой керамике. По мнению Й. Шефера, основная часть чернолаковых керамических форм была подражанием аттическим.
Пергамскую и аттическую керамику Й. Шефер датирует по трем основным критериям:
- по аморфным клеймам, которые находились в тех же слоях;
- по формам;
- по аналогиям, которые были ему известны.
Исследования аттической простой чернолаковой керамики представлены в двух фундаментальных трудах. Вышли они в серии «Афинская Агора» и на сегодняшний день являются наиболее полными. Первый из них – это работа Б. Спаркеса и Л. Талькотта, опубликованная в 1970 г.,
Вторая работа – публикация об эллинистической чернолаковой керамике С. Ротрофф, 1997 г. В ней автор развила методику классификации, разработанную ранее для чернолаковой керамики классического времени.
Секрет античной чернолаковой керамики
Древнегреческая чернолаковая керамики, найденная в Севастополе, на территории национального заповедника «Херсонес Таврический» помогла ученым раскрыть секрет ее изготовления.
Древние греки разнообразные керамические сосуды с рисунками научились делать приблизительно в VI в. до нашей эры.
Чернолаковая керамическая посуда изготавливалась в большом количестве в гончарных мастерских Аттики, городах Малой Азии, Македонии, Фессалии, на островах Эгейского моря. Вместе с другими предметами ее экспортировали в колонии северного Причерноморья.
Считалось, что блестящее покрытие сосудов сделано лаком, хотя его состав не могли выяснить и поэтому историки решили, что технологии его получения и нанесения утеряны безвозвратно.
Рисунок 2. Чернолаковая керамика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Античность оставила современным ученым многочисленные загадки и одна из них связана с черным лаком. Разгадать эту загадку решили специалист из области химической физики – Ю. Буров, специалист минералогии – А. Некрасов, специалист по этнографии и археологии – Т. Крупа.
В основе разгадки лежали новые физические методы. Шесть образцов чернолаковой керамики из Херсонеса и Бельского городища, скифского поселения VI-I вв. до нашей эры, были взяты для исследования.
Состав и структуру образцов исследовали рентгеноспектральным локальным микроанализом и методом электронно-зондового микроанализа. Исследование проводилось на цифровом электронном сканирующем микроскопе, расчеты результатов были выполнены с помощью пакета программ, разработанных в Институте экспериментальной минералогии РАН.
В результате исследования показали, что черные блестящие рисунки на посуде являются слоем стекла или эмали, а вовсе не лаком. Толщина покрытия составляла 14-25 микрон, а в его составе содержится большой процент железа и натрия.
Ученые предполагают, что для получения черной эмали мастера Древней Греции использовали шихту, магнетит, а также соду, золу, или каолин. Полученную суспензию мастера наносили на сосуд тонким слоем и обжигали.
Это, в принципе, сенсационное открытие опрокинуло все представления историков о технологических возможностях и поставило под сомнение сам термин «чернолаковая керамика».
Нельзя сказать, что секрет чернолаковой керамики окончательно раскрыт, потому что для исследования было взято всего 6 фрагментов, поэтому они будут продолжены.
Чернолаковая керамика имеет отличительную черту, дающую возможность использовать ее как один из основных датирующих материалов и для античных памятников VI-II вв. до нашей эры, и для памятников варварских племен, находившихся в зоне контактов.
Формы большей части типов сосудов претерпевали с течением времени значительные изменения. Специалисты выявили эти изменения для многих типов чернолаковых и краснофигурных изделий, раскопанных в центрах производства керамики и за пределами этих центров.