Социальные группы населения древнерусских городов
В древнерусском обществе выделялось несколько социальных групп:
- к высшим классам относились князья, бояре, богатые городские купцы;
- средний класс представляли купцы, городские ремесленники, владельцы средних и небольших имений;
- низший класс представлен был беднейшими ремесленниками и крестьянами на государственных землях.
Существовали полусвободные люди и невольники, а вершину социальной лестницы представлял великий киевский князь и князья.
Рисунок 1. Слои древнерусского общества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо наместников областей и воевод была «нарочитая чадь» – это родоплеменная аристократия, к которой относились дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины. Они принимали участие в походах киевских князей, но связаны были со своей территорией, на которой стояли их укрепленные городища.
Бояре по своему происхождению в целом были группой разнородной, в основе которой были потомки старой клановой аристократии антов.
С княжеской властью в IX-X вв. тесно были связаны купцы. Позднее появились «частные» купцы, занимавшиеся мелкой торговлей.
Ремесленники той или иной специальности формировали собственные объединения, селились и торговали на одной улице. С развитием религии и ростом церкви появился «церковный народ» – это была новая социальная группа, к которой относились духовенство с членами своих семей, представители благотворительных организаций и освобожденные рабы.
На Руси духовенство делилось на «черное» (монахи) и «белое» (священники, дьяконы). Основную массу свободного населения Руси составляли крестьяне, именовавшиеся «люди».
Была еще одна группа крестьян, сидевшая на государственных землях в дополнение к землевладельцам общинникам – это были смерды. Они находились под особой защитой и юрисдикцией князя и были пока свободными. За пользование наделом смерды платили натурой оброк и выполняли такие работы как извоз, ремонт и строительство домов, дорог, мостов.
Помимо всего смерды платили еще государственный налог, от которого были свободны жители города и землевладельцы среднего класса. Свой надел смерды получали от князя в том случае, если давали согласие работать на него.
Зависимую категорию крестьян составляли закупы – это были люди, которые брали купу (долг). Если купа возвращалась с процентами (резами), то крестьянин становился свободным, если не возвращалась, то он попадал в ранг холопа.
Таким образом, закуп был человеком, попавшим в долговую кабалу.
Из всех членов того общества самыми бесправными были холопы и челядь. В Киевской Руси в X-XII вв. челядью называли рабов-пленников, которые были полностью бесправны. Тех, кто рабом становился по другим причинам, называли холопами.
Провинившийся или сбежавший закуп автоматически становился холопом. Широко было распространено долговое холопство – его можно было прекратить после уплаты долга.
Социальное расслоение населения Древней Руси
У восточных славян процесс социального расслоения начался задолго до образования Киевского государства. Еще в VI в. склавены и анты обращали в рабов военнопленных даже той же расовой принадлежности.
Специалистам известно, что в среде антов были аристократические группы, и некоторые военные вожди имели большие богатства. Уже в VI в. у восточных славян были элементы трех социальных групп – аристократия, простонародье, рабы.
Некоторые восточнославянские племена находились в подчинении у зарубежных завоевателей. Восточные славяне поочередно платили дань аланам, готам, мадьярам зерном и другими продуктами сельского хозяйства.
Некоторые славянские группы выходили из подчинения и утверждали свою независимость, а другие под иноземным контролем оставались на более длительный период. Крестьянские общины, освободившись от зарубежных хозяев, признавали власть местных славянских князей.
Правда, статус общин не менялся, и они платили прежние повинности. В положении разных славянских групп устанавливалось социальное различие – одни были самоуправляемы, другие оставались, зависимы от князей.
Эгалитарное общество, общество равенства начинает разрушаться с переходом к соседской общине, начинается имущественная дифференциация, т. е. появляется имущественное неравенство. Оно показывало различие в количестве накопленных богатств, несмотря на то, что общинники имели одинаковый социальный статус.
В основе имущественного неравенства был переход к индивидуальному хозяйству. Доход каждая семья получала со своего земельного надела, но урожай мог быть совершенно разным.
Тому были свои причины:
- возрастные, половые, физические способности той или иной семьи;
- количество мужчин в семье, чем их больше, тем лучше и больше объем выполняемой работы;
- различие в естественном плодородии земельных участков и их местонахождение, что приводило к разным урожаям.
С появлением имущественного неравенства в соседской общине возникали проблемы – зависть к удачливым соседям, конфликты, столкновения. Такая вражда могла затянуться на долгие годы, и этим пользовались враги, захватывая земли общины. В таких условиях община могла совсем прекратить свое существование.
Такое имущественное неравенство соседские общины пытались сгладить - шел учет плодородия земли при проведении переделов. Тем, кто имел земли хуже, при новом переделе давали уже земли лучше и наоборот.
Семьи общинников получали земли разного качества по плодородию – хорошего, среднего и плохого. Земли эти располагались чересполосно и в разных местах, а не сплошным массивом.
Предпринимали перераспределение произведенного продукта – литургии. Это означало, что некоторые семьи при организации праздников должны были потратить часть своих доходов на их организацию.
Имущественное положение в результате этого несколько выравнивалось, но не сдерживало имущественную дифференциацию.
Население древнерусских городов
О численности населения древнерусских городов можно судить по косвенным данным – эпидемии, пожары, потери во время войн. Например, в летописи сообщается, что в Киеве в 1092 г. разразилась эпидемия и за короткий период гробовщики продали 7 тыс. гробов.
Рисунок 2. Пожар в Новгороде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В результате «великого» пожара в Новгороде в 1211 г. полностью сгорело 4300 дворов, в каждом из которых проживало не менее 3-4 человек. Пожар охватил не весь город, а в той части, которая была охвачена огнем, проживало не менее 10 тыс. человек.
Голод 1231 г. в Новгороде привел к гибели 3030 человек, похороненных в одной яме. Имея такие летописные данные, историки считают, что во время расцвета в столицах древнерусских княжеств Новгороде, Киеве, Владимире-Залесском проживало от 10-15 до 20-30 тыс. человек.
В небольших городах число жителей редко было больше 1-2 тыс. Деревни состояли из 1-4 дворов. Таким образом, общую численность населения Восточной Европы во времена Киевской Руси, историки оценивают в 10 млн. человек.
Проживавшие в городах зодчие, каменотесы-резчики, медных, серебряных и золотых дел мастера, иконописцы во многом определяли экономическое и культурное значение города.
Изделия ремесленников были хорошо известны и славились за пределами Руси.
Большой урон городскому ремеслу нанесло монгольское нашествие, подорвав сердцевину городской жизни. Знакомые мастерам технические приемы в послемонгольское время оказались утрачены, так выродилось стеклоделие, было забыто искусство тончайшей перегородчатой эмали, исчезла многоцветная строительная керамика.
Новый подъем ремесла начался только с середины XIV в. – изготавливали кованые и клепаные пушки, производили листовое железо, развивали литейное дело.
На Руси отливали из бронзы колокола и пушки. Литье требовало большого искусства, поскольку делом было довольно трудным. Важно было не нарушать пропорции, не переварить металл, не испортить формы и готовое изделие извлечь вовремя.