Густав II Адольф Ваза – король Швеции, правивший с 1611 по 1632 годы.
В 1620-е гг. своей главной задачей он считал установить контроль над Балтикой. Для этого он разработал масштабную программу завоевания. Густав II Адольф Ваза планировал увеличить количество кораблей и бронзовый пушек. Кроме того, он приступил к разработке проектов кораблей нового типа – с двумя пушечными палубами, вооруженными более тяжелыми орудиями.
Предполагалось, что корабли нового типа превзойдут любой другой корабль на Балтике и выступят в роли флагманских кораблей больших эскадр.
Попытка создания таких кораблей была предпринята еще в 1619 году, но она закончилось неудачей. В 1624 году Густав II Адольф Ваза приступил к реализации новой программы. Он приказал построить два корабля нового класса, вооруженных новым типом артиллерии.
Для строительства была выбрана Стокгольмская военно-морская верфь. В 1624 году король и Адмиралтейство начали переговоры о заключении нового контракта для поддержания флота и создания новых кораблей.
Король и братья Гибертсон вели переговоры о контракте в течение осени, пытаясь определить стоимость программы по развитию флота. В результате было подписано два контракта. Таким образом, в 1624 году было положено начало созданию нового флота Густава Адольфа.
Флагман «Ваза»
Первым был построен военный флагманский корабль, названный «Ваза».
Его спустили на воду в 1628 году. Это был огромный по тем временам корабль.
Он был снабжен 64 крупнокалиберными пушками, высота его мачт составляла более 50 метров.
Верфь, где строился корабль «Ваза», находилась на полуострове Блазиехольмен в центре Стокгольма. Полная длина «Вазы» составляет 69 метров. Флагман «Ваза» был задуман и создан в первую очередь как грандиозная «машина войны». «Ваза» был символом шведской идеи господства на Балтике.
В строительство корабля был вложен огромный труд.
«Ваза» был ярко разукрашен и декорирован несколькими сотнями позолоченных скульптур и барельефов, вырезанных из липы, дуба и ели.
Скульптуры, выточенные из твердого дуба, хорошо сохранились до наших дней.
Однако этому шикарному кораблю не удалось воплотить в жизнь далеко идущие амбициозные планы короля Густава II Адольфа.
Воспоминания об этой катастрофе сохранил адмирал Эрик Йенсон.
10 августа 1628 года, в воскресенье, в пять часов пополудни «Ваза» вышел в открытую бухту Тегельвикена. Дул сильный ветер. Внезапно корабль начал крениться на сторону, но потом выпрямился и дошел до Бекхольмена. Там он повалился на борт, вода хлынула внутрь через пушечные порты, и корабль начал тонуть.
Почему затонул «Ваза»
Почему такой мощный корабль затонул, причем в хорошую погоду, когда даже не было шторма? На эту тему было выдвинуто множество версий.
Когда в 1961 году корабль был поднят на поверхность, выяснилось, что на борту был уложен весь необходимый балласт, причем уложен правильно. Пушки были надежно закреплены, профессионально установлены паруса.
Самая распространенная версия причины катастрофы «Вазы» заключается в том, что, скорее всего, в процессе конструирования корабля были допущены ошибки. В частности, слишком высоко был поднят центр тяжести. Эта причина выглядит странно, ведь на строительство флагманского корабля были выделены огромные деньги. Кораблестроители должны были грамотно рассчитать все элементы конструкции. Но, возможно, что в период распада некогда Великой Империи прежние мастерство кораблестроения уже находилось не на том уровне, чем раньше. Европу поглотила Реформация.
Реставрация «Вазы»
Корабль «Ваза» пролежал на дне 333 года. Из глубин Балтийского моря он был поднят лишь в 1961 году. Корабль хорошо сохранился. Более того, даже после подъема судно могло прекрасно держаться на воде. Его сохранившиеся бронзовые пушки сегодня выставлены в музее.
Специалисты приступили к реставрационным работам. Стоит отметить, что данный процесс был довольно сложным. Дело в том, что дерево было пропитано водой, и на воздухе оно стало растрескиваться и усыхать.
Перед учеными встал вопрос – как сохранить «Вазу»? Речь шла о 1000 тонн пропитанного водой дуба объемом 900 кубических метров. Также нужно было сохранить тысячи деталей разных размеров, сотни скульптур и орнаментов, а также мелких предметов из дерева, ткани, кожи и металла.
Уцелевшие скульптуры и небольшие куски дерева обрабатывали в ванне, наполненной раствором полиэтиленгликоля. Данный метод по естественным причинам не мог использоваться для целого корпуса. Корпус «Вазы» орошали смесью полиэтиленгликоля и воды. Орошение началось в 1962 году, после чего во временном музее воцарился плотный туман.
Затем корабль доставили в Музей корабля Ваза в Стокгольме, где он находится и сегодня. После этого началась уже «историческая реставрация». Научным сотрудникам музея и плотникам удалось из 13 500 деталей собрать древний корабль. Тот «Ваза», что выставлен в музее, на 95 % состоит из подлинных частей.