Зона влияния латенской культурно-исторической общности
Латенская культура в Западной и Средней Европе пришла на смену гальштатской культуре. Свое название она получила по названию населения Ла Тен в Швейцарии.
Отличительной чертой этой культуры является ее этническая доминанта. Культура объединяет многочисленные и разнообразные кельтские племена, которые в языковом и антропологическом отношении являются близкородственными и имеют сходную материальную и духовную культуру.
Латенская культура существовала в хронологических рамках с середины V в. до нашей эры. Ядром культуры и первоначальным ареалом расселения кельтов было верхнее Придунавье, бассейн Соны и Луары.
Формы материальной культуры позднего гальштата, как свидетельствуют данные археологии, плавно эволюционировали в V в. до нашей эры в латенские. Латенская культура вышла за пределы своей территории и в ходе кельтских мирных и военных экспансий начала распространяться.
Индикатором новой, латенской эпохи считают появление в изобразительном искусстве нового стиля. Этот стиль зародился между 489 и 470 гг. до нашей эры, где было сконцентрировано наибольшее количество этрусского и греческого импорта, и был назван раннекельтским или раннелатенским.
В расширившийся ареал латенской культуры дополнительно вошли территории нынешних Франции (юго-запад), Швейцарии, Северной Италии, Британии, Ирландии, а также ряд районов Среднего и Нижнего Придунавья. Некоторые ученые относили к нему и центральную часть Малой Азии, где проживали пришлые кельты-галаты. С расширением латенской культуры происходило расширение этнического состава ее носителей, но основу всегда составляли кельтские племена.
В ряду создателей культуры оказались и те народы, которые смешались с кельтами – это иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы.
Примерно со II в. до нашей эры территория латенской культуры начала сокращаться, что было связано с политическими событиями, а именно, – кельты вытеснялись германцами и постепенно шло завоевание территории кельтов Римом.
В начале нашей эры на всей своей территории латенская культура сменилась провинциальной римской культурой.
Специалисты выделяют в латенской культуре 3 стадии:
- первая стадия датируется от 5 в. до 3 в. до нашей эры;
- вторая стадия датируется от 3 в. до 100 в. до нашей эры;
- третья стадия датируется от I в. до нашей эры до I в. нашей эры.
Основные памятники латенской культуры
К памятникам этой культуры относятся поселения, включая городища, и погребения. Городища находились на мысах между оврагами или реками или на водораздельных холмах. На начальном этапе они представляли поселки, крепости или протогорода, которые к концу эпохи превратились в торгово-ремесленные настоящие города и племенные центры.
Рисунок 1. Поселение латенской культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В пределах оборонительной линии территория могла заселяться не очень плотно, место оставляли для святилища или загона для скота в случае нападения врагов.
Крупными городищами этой культуры являются во Франции Бибракте и Алезия, в Германии – Манхинг, В Чехии – Градиште и Завист.
Жилища представлены двумя основными конструктивными типами и имели прямоугольную и круглую форму в плане. Первый тип жилищ – это наземные дома с каркасно-столбовыми или плетневыми стенами. Они опирались на каменный цоколь и обмазывались глиной. Крыши покрывались соломой.
Вторым типом жилья были землянки с такой же крышей, но стены были плетнево-глиняные. Несколько позднее жилища уже имели двойные стены. Их делали из камня насухо и между стенами клали более мелкие камни.
Известны били и свайные поселения, и болотные городища – чаще всего в Британии. Пол в таких городищах представлял собой бревенчатые клети, перекрытые деревянным настилом. Стены делали из вертикальных бревен или ставили плетень, обмазанный глиной.
Поселки на первых порах укрепляли земляными валами или, как это делали в гальштатскую эпоху, возводили деревянно-каменную стену с вертикальными бревнами-опорами снаружи. Затем их соединяли поперечными горизонтальными балками, отходящими назад.
Более совершенная модификация такой стены появилась позднее, она называлась «галльская стена». На землю при возведении такой стены параллельно на небольшом расстоянии укладывали длинные продольные бревна. Железными гвоздями к ним прибивали короткие поперечные брусья, образующиеся при этом клети, заполняли камнем и покрывали землей.
Сверху накладывалась такая же конструкция и т. д. Фасад стены формировала каменная кладка с выступающими торцами поперечных балок, а с тыла конструкцию дополняла наклонная широкая насыпь.
Древесная конструкция была гибкой и противостояла таранному удару, а ее каменный фасад противостоял огню.
«Галльская стена» очень подробно была описана Гаем Юлием Цезарем, и археологические раскопки полностью подтвердили его описание. Подобные конструкции были обнаружены при раскопках Алезии, которая была покорена Цезарем в 52 г. до нашей эры.
Погребальные памятники представляли собой как бескурганные могильники, так и курганы, и по мере развития культуры они сокращались. Умерших хоронили в землю и кремировали. С развитием культуры доля кремации увеличивалась.
Вместе с умершим хоронили богатый инвентарь, причем вещи намеренно портили и ломали.
В захоронениях были обнаружены оружие, посуда, украшения, иногда целые скелеты животных. Захоронения знатных женщин, воинов, знатных всадников намеренно выделялись. Знатность подчеркивали рвом вокруг могилы кольцевидной или четырехугольной формы.
Элементы материальной культуры
В латенский период наступательное оружие делали из железа. Мечи были длиннее гальштатских примерно на 1 м. Если в ранний период мечи были колющими, то позднее они становятся рубящими. Железный черешок был продолжением клинка, рукоять напускалась на черешок. В средний и поздний период культуры на черешок надевали скобу из бронзы.
Характерной особенностью латенских кинжалов были антропоморфные рукояти в виде симметричного человечка с руками, поднятыми вверх и расставленными ногами.
Копья с железными наконечниками были разных форм – узкие лавролистные, широкие яйцевидные, для нанесения рваных ран использовались пламевидные копья.
Рисунок 2. Оружие латенской культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использовались крупные боевые ножи и боевые топоры. В качестве оборонительного вооружения применялись шлемы и щиты.
В эпоху латенской культуры примечательным для лошадей был уздечный набор – появились бронзовые или железные шпоры и кельты, по всей вероятности, были первоначальным источником его распространения в Европе, а затем в евразийских степях. Также использовались железные подковы и удила.
Мужчины периода латенской культуры носили штаны, боевые кожаные куртки, матерчатые рубахи, иногда плащи. Женская одежда представлена в основном платьями и плащами, но характерным элементом одежды женщин были пояса с бронзовыми цепями и вставками из эмали.
Из украшений использовались бронзовые или золотые гривны, в виде массивного полого стержня, браслеты из бронзы и золота, стеклянные желтые или синие бусы.
Керамические изделия производились на гончарном круге – это чернолощеные, с серебристой поверхностью высокие горшки, сосуды красного цвета с широким горлом и заполированные внутри.
Рисунок 3. Латенская культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Много было обнаружено импортных сосудов, включая бронзовые. Пришедшие от этрусков к ним сосуды с клювовидным носиком, стали основой для подражания.
Орудия труда были в основном железные и стальные, среди них проушные топоры, пилы, тесла, косы, серпы, плужные лемехи. Плужное земледелие составляло основу латенской экономики. Основной культурой был овес, окультуренный именно носителями латенской культуры. Кроме него выращивали рожь, просо, пшеницу, ячмень, коноплю, лен. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец.
Животноводство носило придомный характер.
Найденные остатки сыродутных печей говорят о высоком развитии черной металлургии, шло развитие и цветной металлургии.
Под влиянием античной цивилизации и интенсивно развивающейся торговли появилось кельтское монетное дело. Первые золотые, серебряные и бронзовые кельтские монеты известны в III в. до нашей эры.
Первые монеты подражали македонско-греческим, затем римским монетам. Появилась и собственная самобытная кельтская монета, на которых изображались воин, кабан, дракон, иногда имена и портреты кельтских вождей.