Япония является родиной древнейшей керамики в мире. Здесь была обнаружена керамика возрастом 13 тыс. лет.
Исследователи задались вопросом, почему именно на территории Японии появилась технология изготовления керамических изделий. В 70-е гг. японские ученые Ч. Серизава и Ф. Икава-Смит выдвинули свою версию происхождения керамики в Восточной Азии.
Древние японцы осваивали глину как сырье для изготовления емкостей в период, когда на Земле происходили климатические изменения. На смену климату ледниковой эпохи пришло глобальное потепление. В результате изменились флора и фауна.
По мнению Ч. Серизавы и Ф. Икавы-Смит, именно появление новых видов растений и животных привело к тому, что люди стали придумывать новые способы обработки продуктов. Для приготовления пищи растительного происхождения, а также рыбы и речных моллюсков был удобен способ варки в кипящей воде, а для этого нужны были прочные и жаростойкие емкости. Такую посуду они могли сделать только их обожженной глины, так как это был единственный известный в то время материал, обладавший необходимыми качествами. Важную роль в появлении керамики играли также те природные факторы, которые обеспечили саму возможность технологического освоения глинистого сырья. В ледниковую эпоху активно формировались отложения глин, которые по своему происхождению являются осадочными породами. В Восточной Азии данный процесс шел наиболее активно, поэтому там сложилась мощная сырьевая база для развития керамической технологии.
Еще один фактор, способствовавший развитию керамической технологии, это развитие рыболовства, которое стало одной из основных отраслей хозяйства Восточной Азии.
Древнейшая керамика Японии
Первые глиняные сосуды появились в Японии еще в период Дзёмон (с 13 000 лет до н. э. по 300 год до н. э.), задолго до изобретения сельскохозяйственных технологий и основ металлургии. Возможно, эти сосуды использовали для каких-то хозяйственно-бытовых нужд.
Формовочной массой для них служила природная глина, часто плохо очищенная с грубыми песчаными примесями. Древние керамические сосуды имели простую форму. У них были прямые или немного расширенные к устью стенки и острое или плоское дно.
Древние мастера украшали свои керамические изделия простым орнаментом в виде оттисков веревки или шнура, тонких нелепых глиняных жгутиков или ногтевых вдавлений. Еще одним вариантом декора были отпечатки створок мелких морских моллюсков.
Керамика культуры Дзёмон
Эпоха неолита Японии представлена культурой Дзёмон, хронологические рамки которой определяются от 10 до 2,5 тыс. лет назад.
Керамические изделия раннего Дзёмона представляют собой емкости с прямыми или слега расширенными к устью стенками, с грубой шероховатой поверхностью.
Все изделия украшали орнаментом. Самым распространенным видом орнамента были оттиски веревки, с помощью которых создавались разнообразные узоры.
Стоит отметить, что и название самой культуры происходит от японского слова «дзё», что в переводе означает «веревка», «шнур».
Формовочную массу для сосудов делали из глины с добавлением песка или шамота (мелко дробленой керамики). Сосуды изготавливали вручную, способом кольцевого налепа - жгуты или ленты из глиняной массы укладывали кольцами одно на другое. Затем сосуду придавалась нужная форма. Были сосуды в виде чаши и миски, сосуды с резервуаром-чашей на поддоне-ножке. В период среднего Дземона сосуды стали украшать рельефными налепными деталями. Данный стиль украшения не имел аналогов в мире.
В период позднего Дземона сосуды стали украшать геометрическими узорами, сочетающимися с изящными оттисками тонкого шнура. Большое внимание стало уделяться обработке поверхности. А вот техника обжига посуды была довольно примитивной – посуду обжигали на костре.
Развитие японской керамики тесно связано с историей Страны Восходящего солнца – ее религией и культурными ценностями.
Дальнейшее развитие производства керамики в Японии
Впоследстви, в течение 300 лет, с XVII по XIX века, Япония была закрытой страной. Изоляция оказала огромное влияние на развитие керамической промышленности страны. Японские мастера были отстранены от культурного обмена с миром. В Страну Восходящего солнца поступала только чайная посуда от китайских монахов и трофеи, полученные в результате вторжений в Корею. Таким образом, японские гончары были один на один со своим ремеслом. Несмотря на слабое влияние импортной керамики, японцы постоянно совершенствовали качество глазури, придумывали разные способы обжига керамики и новые стили.
С течением времени мастера стали пользоваться покровительством знати, представители которой были ценителями чайной церемонии. Они стали диктовать ритуальную эстетику. В то время появились такие стили, как Ига, Сигараки, Бидзэн. Сино, Орибэ.
В XVIII-XIX вв. японские торговцы стали задумываться о поставках продукции на международный рынок. Пользовался спросом фарфор. Китай уже пускал к себе европейцев, полюбивших сине-белую посуду. Эти же путем решила пойти и Япония, тем более, что на ее островах были найдены богатые месторождения голубой глины.
Но в конце XIX — начале XX века под влиянием урбанизации и наступившей эпохи машин отношение государства к гончарным печам изменилось. Их стали просто уничтожать. Лишь благодаря великому японскому гончару Сёдзи Хамаде их удалось сохранить.
В начале XX века традиции производства керамики в Японии были утрачены.