Археологический парк долины реки Коа
Археологические памятники долины были открыты случайно, благодаря тому, что в 1989 г. в устье реки Коа намечалось строительство плотины. С этой целью здесь было проведено исследование, оценивающее влияние ГЭС на окружающую среду.
В 1992 г. в ходе этих работ был обнаружен большой массив с археологическими объектами и петроглифами. Протестное движение заставило правительство Португалии запретить на реке все строительные работы.
Археологический парк долины Коа представляет собой целый комплекс с наскальными изображениями, возраст которых охватывает период от палеолита до неолита. С 1998 г. этот археологический парк находится под охраной ЮЕСКО.
Расположен он в северной части Португалии, в районе Гуарда. Здесь на береговых скальных панелях расположены тысячи гравюр древних и никому не известных художников неолита, медного века, средневековья и даже современных художников.
Возраст большинства рисунков весьма внушительный, но наибольший интерес у специалистов вызывают петроглифы, относящиеся к палеолиту. Расположены они на территории, протяженностью 17 км.
На картинах этой природной галереи изображены животные, растения, люди, показаны сцены охоты и праздников, рыцари с головами птиц, Христос и божества.
Возраст наиболее ранних картин, на которых изображены доисторические животные – козы, кони, туры, датируется 20 тысячелетием до нашей эры. Среди этих изображений преобладают изображения животных, включая давно вымерших, в частности, самых большие в мире изображения быков – в высоту они достигают 3,5 м. Выполнялись такие наскальные изображения процарапыванием поверхности сланцевого камня.
Рисунок 1. Наскальные рисунки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Исследователи обнаружили, что рисунки во многих случаях не только выбивались в скалах, но еще покрывались краской. Ученые считают, что огромная картинная галерея на скалах функционировала в течение 25 тыс. лет.
Археологический парк долины Коа разделен на локальные участки по местонахождению петроглифов. Участок, расположенный на левом берегу реки – Quinta do Fariseu, относится к одному из самых важных локальных узлов живописи палеолита.
Древние художники выполняли свою работу, используя самую разную технику – одни петроглифы были вырезаны тонкими линиями, другие выдолблены на поверхности скалы множеством точек или глубоко выцарапаны. Есть и такие работы, в которых использовались сразу две техники – гравировка и живопись.
Архитекторы Португалии создали здесь музей искусства и археологии долины реки Коа, который по своим размерам является вторым музеем страны. Музей объединяется с парком таким образом, что идеально вписывается в пейзаж, напоминая собой пещеру.
Классификация образцов наскального искусства долины реки Коа
Самые ранние рисунки датируются 22-20 тыс. до нашей эры. Представлены они зооморфными изображениями. Вторая группа рисунков, созданных между 20 и 18 тысячелетиями до нашей эры включает изображения животных, например, лошадей.
Изображения 16-10 тысячелетий до нашей эры – это антропоморфные рисунки, а также изображения лошадей, зубров и оленей. Узнать их можно по характерным гривам, детализированным ртам и ноздрям.
Рисунки эпипалеолитического периода имеют зооморфный полунатуралистический характер.
Ряд антропоморфных, зооморфных, геометрических и абстрактных рисунков специалисты относят к периоду неолита. К энеолиту и бронзовому веку в первую очередь относят антропоморфные рисунки.
Оружие и символы появились на изображениях между V-I вв. до нашей эры. Последняя группа наскальных изображений относится к XVII-XX вв. и включает религиозные, антропоморфные, зооморфные рисунки, надписи и даты.
Редкость и масштабность памятника доисторического искусства долины Коа обуславливает его историческую важность.
Стили и особенности наскальных изображений долины Коа
Наскальные изображения долины Коа на вертикальных скальных выходах очень часто обращены к воде и расположены на разной высоте. Вдоль правого берега реки высота варьируется в пределах 400-800 м, а по левому берегу – 100-500 м.
Все наскальные изображения выполнены в различных стилях разных временных периодов. Значительная их часть относится к палеолиту и железному веку. Изображения представителей фауны ледниковой эпохи здесь отсутствуют и это понятно, потому что животные холодных северных широт в эти теплые в далеком прошлом края не проникали.
В палеолитическом искусстве Коа преобладающими были животные этого региона – лошади, быки, олени, каменные козлы. Основная часть фигур наскального искусства - силуэтные, профильные.
Образующие контур линии, не доходят до копыт животных и обрываются. Линии абриса часто прерываются и между рогами изображаемых животных. Встречаются парциальные изображения.
Фигуры животных древних художников динамичны, что говорит о хорошем знании натуры и высоком исполнительском навыке. Они были изображены так, что создавалась иллюзия их движения – они то будто взбираются на гору, то спускаются по склону.
Иллюзия достигалась тем, что изображения животных были расположены как параллельно воображаемой горизонтальной поверхности, так и под разными углами.
Наскальное искусство Коа имеет свою особенность. Она заключается в наличие сложных палимпсестов. Принцип палимпсестов использовали в целях экономии материала и на старые изображения наносили новые наскальные росписи.
Рисунок 2. Палимпсесты Коа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Палимпсесты Коа были образованы фигурами, относившимися к одной эпохе. Изображения некоторых животных трудноразличимы в большом переплетении линий.
Специалисты не могут объяснить причины такого заполнения плоскостей. Наблюдения показали, что каждая плоскость заполнялась рукой одного мастера.
На примере уникальной фигуры каменного козла хорошо видно впечатляющее соотношение частей, в результате чего теряется двухмерность. Создается впечатление, что изображение выполнено одной линией, столь четко выверен контур профильной фигуры. Но это только на первый взгляд, потому что у рогов, копыт и хвоста есть разрывы контура. В противоположные стороны через воображаемую вертикальную ось, развернуты две головы, шеи у основания соединяются и переходят в линию корпуса. Линия рогов объединяет головы.
Валики рогов козла означают штрихи, продолжающиеся по контуру головы, шеи и туловища, но здесь они уже вывернуты и обращены внутрь.
С помощью набора элементов – глаз-точка, а нос, пасть и бородка – штрих, показаны их морды, довольно выразительные. С помощью этих приемов мастер соединил в одной фигуре статику и движение, двухмерность и объем, что само по себе несовместимо.