Когда именно на Руси появилась деревянная посуда, точно неизвестно. В результате археологических раскопок, проводившихся в Новгороде и в Поволжье, было установлено, что токарный станок славяне знали в XII веке. В Киеве, в тайниках Десятинной церкви, в ходе раскопок нашли точеную миску.
В приходно-расходных книгах, таможенных книгах, а также в актах и описях содержится информация о местах производства и рынках сбыта деревянной посуды в XVI - начале XVII веках.
По данным источников, производством деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиевского, Кирилло-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса.
Массовым производством деревянной токарной посуды стало лишь к концу XVIII века. Мастера создали уникальные шедевры – чаши, кубки, блюда, стаканы.
Среди мастеров выделялись различные специалисты: олифленники, ковшечники, ложечники, судописцы и токари.
Свой опыт и знания мастера передавали по наследству, поэтому с каждым новым поколением мастерство изготовления деревянной посуды лишь совершенствовалось.
Формы русской посуды в XV-XVIII веках
На Руси широко был широко распространен ставец – глубокий сосуд, напоминавший по форме чашу с плоским поддоном и объемной крышкой.
Ставцы были разных размеров. Большие ставцы использовали для хранения посуды меньших размеров и хлебных изделий.
На праздничном столе всегда присутствовали братины, блюда, тарели, чарки и кубки.
Братина представляла собой сосуд шарообразной формы с небольшой шейкой сверху и слега отогнутым наружу венчиком. Братина всегда имела поддон. В этом сосуде подавали напитки.
Блюда и тарели использовали для подачи на стол пирогов, мяса, рыба и сладостей.
У крестьян самым распространенным типом посуды была чаша. Это был полусферической формы сосуд с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом.
Самым популярным типом деревянной посудой были ковши. Они были разных форм и размеров.
Известно, что на Руси существовало несколько типов ковшей: московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д.
Для каждого из них характерна своя техника изготовления. Так, московские ковши делали из капа с красивым рисунком текстуры. Чаши имели форму ладьи. Иногда такую посуду изготавливали в серебряной оправе.
Рисунок 1. Ковш-ладья. Московская губерния. XVII век. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Неотъемлемым элементом праздничного стола были ендовы (или «яндовы»). Это были невысокие чаши с носком для слива.
Ну и конечно, на Руси были распространены ложки. Впервые данный тип посуды упоминается в «Повести временных лет». Самая древняя ложка была найдена в Горбуновском торфянике на Урале. Ее черпачок имеет вытянутую форму, а ручка изогнута и заканчивается птичьей головкой.
Скорее всего, эта ложка имела ритуальное значение.
Ложки делали из липы, осины, березы, ольхи и рябины. Самыми популярными материалами для изготовления были клен и ясень.
Ложки могли иметь разную форму: овальную, круглую, объемную, плоскую или граненую.
Новгородские мастера изготавливали огромное количество деревянных ложек, в частности, ложки с небольшим плоским черенком. Свои изделия мастера украшали резьбой и орнаментом. На Русском Севере в XVII веке были популярны репчатые ложки, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки, инкрустированные костью, моржовым клыком.
Также на столе всегда стояла солонка. Это был небольшой сосуд с низким поддоном. Он мог быть с крышкой или без нее.
Хохломская роспись
С XIX века большой популярностью стала пользоваться хохломская посуда. Ее название происходит от названия села Хохлома в Новгородской губернии. Именно там скрывались от помещиков беглые поселенцы. Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры.
Так как земли в Новгородской губернии не были плодородными, то они, чтобы прокормиться, стали расписывать деревянную посуду, которую изготавливали местные мастера. Обычная деревянная посуда заиграла золотистыми и красными красками. Со временем хохломская роспись приобрела известность на всей Руси.
Рисунок 2. Ваза. Хохломская роспись. Первая половина XX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В течение нескольких сотен лет мастера совершенствовали свои навыки в изготовления разных типов посуды. Современные умельцы, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, которая является не только предметом быта, но прекрасным украшением дома.