Открытие Бородинского клада
Бородинский клад открыли случайно летом 1912 г. во время добычи камня в окрестностях села Бородино, недалеко от Одессы. Возраст клада – начало второй половины II тыс. до нашей эры.
О находке небольшую заметку написал школьный учитель Й. Крэенбринг, благодаря ей о кладе узнал профессор Ф. И. Кнауэр. Найденные предметы были переданы в императорскую археологическую комиссию.
Находка была представлена научному сообществу в 1914 г. на Международном конгрессе исторических наук в Лондоне. Так обнаруженный клад приобрел мировую известность.
Относительно характера сокровищ ученые не могли прийти к единому мнению. Фармаковский Б. В. считал, что этот клад долгое время накапливался и часто пополнялся, а В. С. Бочкарев считал, что это погребальное захоронение. Основанием для этого мнения было содержание клада, в котором были собраны вместе предметы редкого военного парадного снаряжения – это могло быть посмертное убранство могущественного вождя.
Споры ученых продолжались до 2020 г., когда И. В. Сапожников и М. Т. Кашуба, досконально изучив архивные данные, выяснили, что клад находился в толще песка Песчаной горы. Гора располагалась на правобережье реки Сака, а там не было никаких следов возможного погребального сооружения.
С этими выводами не согласны некоторые ученые и сегодня, они считают, что это могла быть просто подтасовка фактов и, нашедшие клад люди, скрыли настоящее место находки.
В Бородинском кладе находилось 17 предметов: 6 каменных нефритовых боевых топоров, 2 наконечника копий из серебра и бронзы, втулка от третьего наконечника копья, серебряный кинжал с золотой инкрустацией, золотая булавка, три навершия булав из мыльного камня, две бронзовых накладки в виде пластин, два фрагмента стенок глиняного лепного сосуда.
Рисунок 1. Бородинский клад. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все, собранные в кладе предметы, встречались в различных регионах мира от Северного и Восточного Кавказа до Центральной России, Чехии, Венгрии.
Копья, например, аналогичны тем, что были найдены в Поволжье, в Турбинском могильнике. Кинжал, булавка и булавы использовались в культурах Северного Кавказа.
Нефрит, возможно, был добыт в Саянах, на Оспинском месторождении. Бородинский клад – жемчужина эпохи бронзы, уникальный комплекс оружия и символов власти. Скорее всего, эти ценные, роскошно украшенные предметы принадлежали выдающимся лидерам нескольких поколений.
Это могли быть военные трофеи и своеобразная «казна» первобытного общества. Спрятаны они были в лепном глиняном горшке и никому неизвестно, какие события предшествовали этому, по каким причинам они оказались в степях Северо-Западного Причерноморья.
Но, как бы ни было, клад стал воплощением разных идей, технологических инноваций, вкусов, представлений о богатстве и воинской доблести народов первобытности.
Особенности клада
Предметы клада относятся к разным культурам, и найти их можно было на территории Северного и Восточного Кавказа, в Восточном Закавказье, в Венгрии, Чехии, в Центральной России.
Из серебра 916 пробы было изготовлено самое тяжелое копье, весом 519,1 г. Длина копья 34,1 см. Из серебра 400 пробы было изготовлено копье меньших размеров – это был сплав серебра и меди, его вес 280,8 г.
На основании спектрального анализа определили, что металл поступал из Никольского месторождения в Приуралье. В двусторонних литейных формах целиком были отлиты копья, состоящие из пера, втулки, ушек и петли. Техника отливки говорила об уровне ее развития.
Круглый стержень пера был сначала откован и превращен в выступающее ребро. Хорошо оттянуты и прокованы лезвия копий, края которых были заточены не полностью. Очевидно, что серебряные копья берегли и старались при заточке не терять дорогой металл.
Поверхность копий отшлифована после отливки, все литейные швы убраны. Перо первого копья и три втулки были с орнаментом, нанесенным на их поверхность в виде ромбов, меандр, треугольников. Тонкая нарезка и инкрустация листовым золотом 750 пробы украшала все втулки копий. Эти втулки вызвали большой интерес исследователей.
Орнаменты выполнялись в одной технике и одним художественным приемом. На начальном этапе на серебряной основе копья сначала чеканили узор, на орнамент накладывали очень тонкую золотую пластинку. Пластинка была настолько тонкая, что для трех втулок было затрачено 5 грамм листового золота. Технология изготовления такого тонкого листового золота была довольно сложной.
Вторично нанесенный узор на золотую накладку во всех деталях повторял тот орнамент, который наносили на серебряную основу копья. Все линии на золотой пластине соответствовали линиям на серебре. Заполняя углубления в серебре, золото содействовало закреплению золотой пластины на копье.
В древних культурах Передней Азии такую технологию уже знали. У мастеров имелись специальные литейные формы, позволявшие отливать кинжалы целиком. Однако для специалистов наиболее ценными с исторической точки зрения экспонатами Бородинского клада стали каменные топоры.
Такие топоры, изготовленные из бронзы, встречаются во многих музеях мира. Топоры Бородинского клада изготовлены из камня и таких аналогов в мире нигде не обнаружено.
Как поделочный камень, нефрит очень трудно поддается обработке, но топоры, из Бородинского клада были отполированы до зеркального блеска. О том, что топоры изготовлены из нефрита и серпентина, специалисты считали долгое время.
В результате новых исследований традиционная точка зрения изменилась. Два топора из клада и все булавы были изготовлены из серпентина или его разновидностей. Материалом для остальных топоров был жадеит, месторождения которого имели место и на Северном Кавказе.
Значение Бородинского клада
Золотые и серебряные копья из Бородинского клада были тщательно изучены российскими учеными. Они сумели определить время их изготовления и, самое важное, опровергли теорию их изготовления в Древней Греции.
Кроме того, российские ученые подтвердили, что уровень мастерства ювелиров Северного Причерноморья был очень высокий. Данное исследование было поддержано грантом Российского научного фонда.
Ранее ученые предполагали, что копья могли быть созданы греческой цивилизацией, существовавшей на Крите в III-II тыс. до нашей эры. Это предположение было выдвинуто из-за сходства украшения наконечников и найденными на Крите изделиями. В поисках истины исследователи провели детальный трасологический анализ.
Тщательно были изучены поверхности предметов, зафиксированы свидетельства использования копий, все следы и отпечатки украшений. Серию экспериментов на серебряных и золотых листах провел профессиональный ювелир, который был подключен к исследованию.
Аналогичные изделия были изготовлены инструментами, похожими на те, которыми пользовались ювелиры бронзового века. На заключительном этапе следы оригинальных и экспериментальных копий сравнили, воссоздав, таким образом, полный технологический цикл производства.
Найденные предметы Бородинского клада – это редкая историческая и художественная ценность. Следов употребления на них не обнаружено. Кинжалы и копья были заточены только один раз и не по всему лезвию. Предметы эти, без сомнения, были собственностью знатного и богатого человека, имеющего власть.
Вторая важная часть клада связана с наконечниками копий, которые были отлиты из сплава серебра и меди в двусторонних формах. После отлива их подвергли холодной обработке и украсили золотыми накладками с орнаментом, который выполнял двойную функцию – прикреплял их к серебряной поверхности втулки и одновременно был украшением.
В течение длительного времени считали, что рисунок на золотых накладках копий является аналогом орнамента оружия крито-микенских царей Греции.
Проведенный специальный анализ показал, что на бородинские копья орнамент наносили несколько мастеров-ювелиров. Для каждого их них был характерен свой индивидуальный почерк и свой набор инструментов. Уровень их мастерства был очень высокий, и они мастерски владели разными техниками.
При декорировании копий они использовали самые разные типы золотых накладок и ювелирных инструментов – это были фигурные пуансоны, чеканы, технологические приемы.
Анализируя состав сплавов, ученые предположили, что одно из копий имеет связь с изделиями из серебра приуральского Турбинского могильника и абашевской культуры. Вполне возможно, что изделие было выплавлено на Урале.
Это копье использовали длительное время, а после этого украсили золотой накладкой. Ученым неизвестно, как оно могло попасть в Бородинский клад.
Результаты, поученные в ходе всевозможных исследований, подтвердили уникальность драгоценных изделий Бородинского клада. Отлиты и украшены они были в разных мастерских, разными высокопрофессиональными ювелирами.