Археологическая антропология
Археологическая антропология занимается исследованием далекого прошлого человечества по материальным свидетельствам, поэтому ее еще называют «антропологией прошлого».
Отечественные и зарубежные специалисты считают археологию частью истории, поэтому ее преподавание ведется в университетах. В Азии и Северной Америке археологическую антропологию относят к антропологии, а в Европе ее рассматривают как самостоятельную дисциплину. Американские специалисты видят в археологии отрасль антропологии, но они также считают, что археология является самостоятельной дисциплиной.
В отличие от традиционной археологии, археологическая антропология одной научной атрибуцией культурного памятника не ограничивается и идет дальше. Исследование памятников для нее не самоцель, а средство открытия общественных отношений далеких эпох.
Развитие человеческой культуры, ее происхождение лежат в центре внимания археологической антропологии.
С предметами, которые остались от древних обществ – инструменты, жилища, остатки растений и животных, употреблявшихся в пищу, работают археологи. Раскопанные артефакты используются для построения культурной истории раннего человека. При отсутствии письменных документов основная цель археологии заключается в реконструкции прошлого человечества.
Рисунок 1. Орудия древних людей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Даже имеющиеся письменные свидетельства действия обычных людей или аспекты их повседневной жизни освещают очень редко. Основным источником информации о продолжительной эпохе доисторического культурного прогресса является археология. Помимо того, усилиями археологов заполняются пробелы в существующих письменных источниках и для потомков сохраняются археологические памятники.
Изучая материальные и нематериальные проявления народов, наука не только накапливает опыт, но и продвигается вперед. Отправная точка археологической антропологии – объяснить, как взаимодействовали доисторические люди и какими они были. Данная наука позволяет изучать не только доисторические культуры, но и современные.
Культурно-антропологическая парадигма в современной археологии
Изучение древних цивилизаций началось с раскопок 1870 г. – это было по существу научное и целенаправленное «воскрешение» гомеровской Трои. В этих раскопках литературные традиции нашли археологическое подтверждение.
Знания о древних цивилизациях появились сравнительно недавно, со времени возникновения археологии как науки. Открытие древних цивилизаций – египетской, месопотамской и других произошло в XIX - первой половине XX в. Раскопки древних цивилизаций, проведенные в XX в. оказали существенное влияние на построение антропологических теорий, дав огромный материал о роли «прогресса» в культурном развитии.
Были представлены эмпирические доказательства существования цивилизаций, и ученые остро почувствовали необходимость осмысления их природы, причин их расцвета и гибели.
Среди ученых, стремившихся обобщить все эти данные, особо выделяется В. Г. Чайлд, труды которого и сегодня оказывают влияние на археологов и антропологов. Чайлд для своего времени довольно полно обобщил данные археологии Старого Света.
Он был противником концепций «великих личностей», теорий расового детерминизма, психической общности. По мнению Чайлда для историко-культурного анализа они не имели никакой ценности. Он отвергал сравнительно-исторический метод и в этом смысле являлся противником культурно-антропологического подхода, хотя в другом же смысле был его сторонником.
Рассматривая природные и географические условия как важнейшие факторы, обуславливающие исторические процессы, он обращался к материалистической концепции К. Маркса.
Чайлд отказался использовать объяснения культурной эволюции по периодам и стадиям, рассматривая ее развитие как гомотаксиальный процесс. Он считал, что культуры, которые были близки по уровню развития в различные периоды, имели также сходные политические, экономические, социальные институты.
На основании этого подхода он определил стадии цивилизации в соответствии с социально-экономическими моделями.
Стадия «варварства», например, характеризовалась как «неолитическая революция» – это время начала производства пищи, одомашнивания животных.
Стадия цивилизаций, считал Чайлд, начинается с «городской революции», когда появляются первые общества, имеющие письменность и живущие в городах со сложной бюрократией.
«Неолитическая революция», считал Чайлд, имела наибольшее значение.
Обе революции, выделенные Чайлдом – «неолитическая» и «городская», в западной культурной антропологии в основных чертах считаются общепризнанными. Правда, маститые археологи и антропологи подвергали эего теории критике за то, что он не объединил два уровня анализа в единую генеральную схему, одновременно описывавшую бы прошлые общественные и цивилизационные трансформации и объяснявшую их происхождение.
Однако синтез идей позволил Чайлду создать новаторскую концепцию изучения древней истории человечества.
Методы культурной антропологии
Для изучения культуры культурология применяет различные методы, наиболее традиционным является метод хронологической последовательности протекания явлений, событий. Поскольку все факты необходимо обобщить, проанализировать, оценить, данный метод сопряжен с другими.
Рисунок 2. Культурная антропология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В этом смысле универсальные возможности дает сравнительно-исторический метод, суть которого заключается в сравнении явлений в историческом разрезе, проникновении в их сущность.
Суть структурно-функционального метода состоит в разложении на составные части изучаемого объекта культуры с целью выявления внутренней связи, соотношения между частями. Применяется этот метод при анализе дискуссионной проблемы.
Специалисты считают, что на основании структурно-функционального и системного анализа можно установить внутреннее сходство изучаемых явлений культуры.
Типологический метод структуру системы культур изучает путем движения от абстрактного к конкретному. На этой основе выявляется типологическая близость элементов историко-культурного процесса.
Используются и другие методы, например, семиотический метод – использование знаковых систем, психологический метод, важный при изучении национальной культуры, биографический метод, исследующий жизненный путь и внутренний мир человека, моделирование определенного периода в развитии культуры, для выявления существенных черт.
В системе культурологического знания очень важным является принцип культурно-исторического подхода. Суть этого принципа состоит в том, что все факты культурного процесса, все явления и события необходимо рассматривать в контексте тех условий и того исторического времени, когда они происходили.