Археологическая культура представляет собой совокупность памятников материальной культуры, относящихся к определенной территории и эпохе и имеющих общие черты.
Название археологической культуры определяется по какому-то конкретному признаку, отличающему ее от других, например, форма, орнамент керамики и украшений или особенности погребения. Еще одним признаком, определяющим название археологической культуры, может быть местность, где впервые были обнаружены характерные для нее памятники.
Понятие «культура» в археологии
В археологии понятие «культура» имеет несколько иное значение, чем в других науках. Похожие памятники материальной культуры, характерные для той или иной археологической культуры, необязательно принадлежат единому обществу, а разные наборы материальных памятников – разным общностям людей.
Поэтому многие археологи заменяют термин «археологическая культура» термином «технологический комплекс».
В археологии понятие «культура» подразумевает, что находки ученых свидетельствуют об определенном образе жизни людей, создавших тех или иные памятники.
Если среди находок лишь однотипные орудия труда, то используется термин «индустрия».
Термин «археологическая культура» - основной термин, использующийся при описании доисторической эпохи, о событиях которой не сохранились письменные источники.
История возникновения термина
В археологии термин «культура» появился из немецкой этнографии XIX века. Немецкие этнологи использовали его для описания образа жизни того или иного народа.
В археологическом контексте термин «культура» впервые использовал Кристиан Томсен в своей работе «Норвежский: путеводитель по северной древности», написанной в 1836 году.
Во второй половине XIX века скандинавские и европейские археологи стали чаще прибегать к немецкой концепции культуры для описания различных групп, которые они выделяли в археологических раскопках конкретных мест и регионов. Иногда понятие «культура» употреблялось как синоним понятию «цивилизация».
В XX веке немецкий филолог, профессор германской археологии в Берлинском университете Густав Коссина в своих работах активно развивал идею археологических культур.
В первую очередь Коссина был заинтересован в реконструкции движений тех, кого он считал прямыми доисторическими предками германцев, славян, кельтов и других основных индоевропейских этнических групп, чтобы проследить арийскую расу до ее родины или прародины. Коссина придерживался расистских взглядов.
Основную концепцию археологической культуры Коссины, лишенную ее расовых аспектов, приняли британский археолог Вер Гордон Чайлд и его американский коллега Франц Боас.
Чайлд определил археологическую культуру как артефакты и останки, которые постоянно встречаются вместе.
Чайлд скептически относился к выявлению конкретных этнических групп в археологических данных и использовал диффузионизм, а не миграционизм, чтобы объяснить изменения культуры. Отдельные археологические культуры он приравнивал к отдельным «народам».
Позднее археологи усомнились в наличии связи между материальной культурой и человеческими обществами. Определение археологических культур и их связь с людьми прошлого стали менее четкими. В некоторых случаях то, что считалось монолитной культурой, в ходе изучения оказывается отдельными обществами. А отдельные общества, наоборот, демонстрируют признаки культуры.
Также археологи могут проводить различие между материальными культурами, которые на самом деле принадлежали к одной культурной группе. Например, у проживающих в деревнях и ведущих кочевой образ жизни арабов-бедуинов разные материальные культуры, а в других отношениях они очень похожи.
Механизмы распространения археологической культуры
Согласно теории диффузионизма, археологическая культура распространяется путем расселения ее носителей или передачи технология при торговле.
В некоторых случаях в одном и том же месте встречаются признаки, свойственные для разных культур. Это может указывать на то, что там сосуществовали или сталкивались носители разных культур. Также возможен вариант эволюции одной культуры в другую.
Археологические культуры России включают в себя несколько этапов развития. Каждый из них переходит из одного в другой. Учитывая, что территория нашей страны очень большая, на ней параллельно проживали племена, относящиеся к разным культурам.
Среди самых известных археологических культур следует выделить трипольскую культуру, катакомбную культуру, майкопскую культуру, срубную, андроновскую и ямную культуры.