Богиня Афродита в греческой мифологии
Согласно одной из легенд, богиня Афродита появилась на свет из морской пены. Она родилась уже взрослой около острова Кифера после чего по воздуху перенеслась на остров Кипр, где получила прозвище Киприда. По другой версии, Афродита – дочь Зевса и Дионы.
Афродита олицетворяла собой красоту и изящество. Греки представляли свою богиню в образе молодой девушки с золотыми локонами, уложенными в нечто, напоминавшее венок. У богини были нежные и мягкие черты лица.
Она производила сильное впечатление на окружающих, как на людей, так и на богов. Афродиту окружали нимфы, хаориты, хоры и наяды. Они помогали ей выбирать наряды.
На Земле вокруг Афродиты всегда собирались звери и птицы. Она приносила людям весну и счастье.
С именем Афродиты было связано несколько атрибутов. Первый из них – пояс Афродиты. Богиня часто давала его поносить другим богиням. Пояс Афродиты символизировал любовь и соблазнение.
Еще один атрибут – это золотая чаща – особый кубок с вином. Тот, кто пил из него, навсегда оставался молодым, а смертный становился бессмертным.
Третий неотъемлемый атрибут Афродиты - цветы. Они расцветали везде, где ступала нога богини красоты.
Также с именем Афродиты связывали птиц, считавшиеся в Греции символом плодовитости.
Еще один атрибут – это яблоко раздора, которое Афродита получила от Париса.
«Трон Людовизи»
«Трон Людовизи» — условное название уникального произведения античного искусства, созданного в 490-450 гг. до н. э. в честь богини Афродиты, ныне хранящегося в Национальном музее в Палаццо Альтемпс в Риме. В этом музее представлены экспонаты коллекции произведений античного искусства семьи Людовизи.
«Трон Людовизи» представляет собой скульптурный блок из белого мрамора с барельефами на трех внешних гранях.
Большинство ученых считают, что автором этого произведения искусства был греческий мастер, работавший в Италии. Возможно, что он принадлежал к неоаттической школе. Также есть версия, что «Трон Людовизи» - произведение, созданное в начале V века до н. э. и имеющее ионийское происхождение.
История открытия
«Трон Людовизи» был обнаружен в процессе перестройки римской виллы Людовизи на территории бывших Садов Саллюстия в 1887 году.
Рельефы этого произведения искусства стали частью коллекции семьи Людовизи. В 1894 году из-за финансовых проблем семья решила продать его государству. В 1982 году Министерство культурного наследия Италии выкупило Палаццо Альтемс в центре города близ Площади Навона с целью его реставрации и последующего размещения экспозиции Национального римского музея.
Композиция
История появления Афродиты на свет вдохновила античного скульптора на создание алтаря богини, также известного как «Трон Людовизи».
Есть версия, что этот памятник – часть лестницы, ведущей к алтарю.
На центральной части алтаря мы видим, что Афродита пытается откуда-то подняться, и ей помогают нимфы.
На боковых сторонах алтаря изображены различные образы служения богине – обнаженная гетера и облаченная в плащ хранительница домашнего очага («невеста»).
Образ девушки в плаще выглядит печальным. Он отражает сущность женщины-гречанки, которая вынуждена проводить жизнь в гинекее – женской половине дома.
На другом рельефе изображена обнаженная флейтистка-гетера. Девушка сидит, закинув ногу за ногу. Она играет на двойной флейте. Гетера напевает любовную песенку, таким образом, принося свой дар Афродите.
Дискуссии вокруг «Трона Людовизи»
В античном искусстве нет изображений, сравнимых с композицией «Рождение Афродиты». По этой причине в научных кругах возникла дискуссия относительно подлинности памятника.
Ученые выдвинули версию о том, что на Троне изображена сцена из другого мифа. Так, они предположили, что там изображена какая-то хтоническая богиня, например, Персефона, поднимающаяся из недр земли. Возможно, что это Пандора, аналогичные изображения которой имеются в античной вазописи, или же герма, которая купалась в водах, чтобы омолодиться.
Изображение обнаженной гетеры в искусстве того времени является необычным, так как ню в то время встречается только в вазописи, причем довольно редко.
Таким образом, рельеф с обнаженной женщиной является более ранним, чем «Афродита Книдская» Праксителя.
Также среди исследователей возникла дискуссия по поводу анатомии изображенных фигур.
В 1996 году появилась статья Джерома Эйзенберга, в которой автор рассмотрел вопрос подлинности «Трона Людовизи».
В частности, в ней говорилось о том, что изображение гетеры было заимствовано с псиктера мастера Евфрония (конец VI века, Государственный Эрмитаж, колл. Кампана), опубликованного в 1857 году.
Автор также обратил внимание на позу гетеры. По его мнению, лишь намного более поздние древнеримские изображения Пенелопы, скорбящей по Улиссу — единственный пример иконографии в классической скульптуре женщины, сидящей, закинув нога на ногу, причем она изображалась в одежде. В вазописи такое изображение Пенелопы встречается лишь на аттическом краснофигурном скифосе из Кьюзи.