Понятие антикризисного управления
Антикризисное управление имеет своей целью предвидение опасности кризиса, анализ причин его возникновения, выработка мер снижения негативных последствий кризиса и применение его для дальнейшего развития предприятия.
Возможности антикризисного управления обусловлено человеческим фактором, поскольку лишь осознанная деятельность менеджером может позволить найти пути выхода из негативных ситуаций и сконцентрировать усилия на решение проблем, используя при этом опыт преодоления кризисных ситуаций.
Важным аспектом антикризисного управления является и знание о циклическом характере развития экономических социальных систем, которое позволяет осуществлять предвидение кризиса и своевременно подготовиться к нему. Неожиданные кризисы наиболее опасны для экономики.
Важность антикризисного управления определена целями развития. К примеру, при возникновении кризисных экологических ситуаций, которые грозят жизни человека, его здоровью, вынуждает начать поиск новых инструментов антикризисного управления, которому можно отнести также и принятие решений в сфере технологии. В сфере атомной энергетики, например, антикризисные меры выражаются в необходимости улучшения квалификации технического персонала, улучшение дисциплины, внедрение новых технологий.
Сущность антикризисного управления
Суть антикризисного управления можно выразить следующими положениями:
- Кризис - ожидаемое явление, его можно предвидеть и даже вызвать,
- Кризис можно ускорить, а также претворить или отодвинуть,
- Важной является подготовка кризисам,
- Возможно смягчение кризиса,
- Необходимы особые подходы в процессе управления кризисом, специальные знания, основанные на опыте,
- Кризисом можно управлять,
- В результате управления процессами выхода из кризисных ситуаций, возможно ускорение этого процесса и минимизация их последствий.
Кризисы бывают разными и управление ими, в соответствии с этим, отличается. Многообразие кризисов можно наблюдать в системе в процессах управления, а также в механизме реализации управления.
Вся система антикризисного управления должна соответствовать некоторым свойствам, главными из которых являются:
- Адаптивность и гибкость, присущие матричной системе управления,
- Предрасположенность увеличению степени неформального управления,
- Диверсификация в процессе управления,
- Уменьшение центризма целью обеспечения своевременной реакции на возникшую проблему,
- Увеличение интеграции целью концентрации усилий и более эффективного использования потенциала компетенции.
Антикризисное управление состоит из процессов и технологий, основными из которых можно назвать:
- Мобильное и динамичное использование ресурсов, проведение изменений, внедрение инноваций,
- Применение программно-целевых подхода в процессе разработки технологии принятия управленческих решений,
- Повышенное внимание предварительным и дальнейшего оценкам при принятии управленческих решений и выбор альтернатив в поведении и деятельности.
- При осуществлении механизмы антикризисного управления приоритетными должны быть:
- Мотивирование, которое ориентировано на антикризисные меры, экономию ресурсов, сатина анализ ситуации, профессионализм и др.,
- Интеграция ценности и профессионализма,
- Ориентация на оптимизм и стабильную деятельность,
- Инициатива в принятии решения и поиска пути решения.
Все эти направления должны найти отражение в процессе осуществления стиля управления, которые следует понимать как характеристику действий управленца и как вообще ну характеристику всего процесса управления.