Конфликт в организации
Конфликт представляет собой несоответствие ожиданий одних и конкретными действиями других субъектов, возникающее в процессе общения. А также расхождение в интересах и взглядах на социальную и личную жизнь.
Конфликты в компании могут возникнуть на различных этапах:
- Постановка и достижение целей;
- распределение и выполнение должностных обязанностей и функций;
- распределение ресурсов;
- осуществление коммуникаций.
Существование конфликта в любой компании еще не значит, что она находится в кризисном состоянии, поскольку конфликты являются неизбежным процессом и иногда приносят пользу.
В случаях, когда конфликтная ситуация затянулась или возникает слишком часто, означает, что в компании существуют серьезные проблемы, требующие диагностики и решения.
Для того чтобы избежать разрушительного и негативного влияния конфликтов, необходимо применять антикризисные стратегии по управлению ими. Антикризисное управление конфликтами — важная часть процесса функционирования социально-экономических отношений любого предприятия. Для того чтобы эффективно реализовать на практике систему антикризисного регулирования, необходимо:
- все менеджеры должны осознавать вероятные предпосылки и причины возникновения конфликтов;
- необходимо понимать механизм развития конфликта как процесс;
- важно уметь применять на практике управления методы разрешения конфликтных ситуаций.
Стратегии антикризисного управления конфликтами
В теоретических и практических аспектах антикризисного управления конфликтами можно выделить 2 стратегии:
- Предупредить конфликтную ситуацию;
- разрешить конфликт.
В процессе предупреждения конфликтов необходимо создать такие условия и психологическую атмосферу в коллективе, в процессе которой вероятность возникновения конфликта будет минимальна.
Эта стратегия может быть реализована путем проведения различных мероприятий организационного и разъяснительного характера, которые будут направлены на совершенствование условий труда, создание рационально функционирующей информационной системы и элементов управления компанией, разработку обоснованной системы вознаграждения в соответствии с результатами труда, обеспечение непременного соблюдения правил внутреннего распорядка, и др.
Все стратегии антикризисного управления конфликтными ситуациями направлены на разрешение противоборства сторон и нахождение оптимального выхода из проблемных ситуаций.
В процессе реализации этой стратегии руководителю необходимо производить действия по анализу существующих конфликтов и выявлению и внедрению способов их разрешения.
Методы управления конфликтами
Необходимо классифицировать следующие методы управления конфликтами в антикризисной стратегии:
- организационно-структурный метод (внедрение изменений в структуре компании),
- административный метод (вмешательство руководства в процесс решения конфликтных ситуаций),
- межличностный метод.
К межличностным методам управления конфликтом относятся:
- Избегание (уклонение) конфликта, в процессе которого человек пытается быть нейтральным, в стороне от конфликта, с целью избегания стресса.
- Противостояние (конкуренция), в попытке принудить оппонента принять свою точку зрения любой ценой, без учета мнений других сторон конфликта.
- Приспособление (сглаживание) конфликта.
- Разрешение конфликта посредством компромисса, в результате которого будут учтены интересы каждой стороны.
- Сотрудничество, в процессе которого различия во мнениях признаются, и стороны готовы принять и иные точки зрения.
В процессе разрешения конфликтов в практических ситуациях могут быть использованы любые из вышеперечисленных способов, но действия руководителя и других членов коллектива будут зависеть в целом от конкретной ситуации. Каждая ситуация требует индивидуального подхода.