Правила заполнения закладок при создании договора
В программе 1С есть справочник "Договоры контрагентов". В данном справочнике хранятся договора, которые были заключены между организациями и контрагентами. Для каждого договора задается свой вид. Их существует 3 стандартных вида:
- с поставщиком (с комитентом);
- с покупателем (с комиссионером);
- прочее.
Вы можете заводить неограниченное количество договоров для каждого контрагента. В списке справочника можно увидеть полный список договоров всех контрагентов. Данный справочник вы можете найти в главном меню «Справочники» и перейти в раздел «Договоры контрагентов».
Для того чтобы начать работу со списком договоров конкретного контрагента необходимо выбрать меню «Контрагенты» и перейти в раздел «Договоры контрагента». В открывшемся окне есть несколько закладок, которые необходимо будет заполнить.
Закладка "Общие."
В договоре вы можете указать любую валюту взаиморасчетов, которая зафиксирована в справочнике "Валюты". В качестве валюты взаиморасчетов по договору будет указана различная валюта (рубли, доллары, евро и т.д.), то документ может быть оформлен именно в указанной валюте. Если в договоре в качестве признака расчетов указаны условные единицы, то документы по приобретению, реализации и оплате оформляются в рублях. Для всех стандартных видов договоров, указанных в программе, недопустимо вести расчеты в условных единицах. В данном случае галочка "Расчеты в условных единицах" в форме договора будет не доступна для редактирования.
В форме договора вы можете увидеть пункт "Реализация на экспорт". Установить флажок на данном пункте можно будет в двух случаях. Во-первых, если в договоре с контрагентом выполняются операции по ставке НДС равной нулю. Во-вторых, если требуется пересчет выручки, которая была получена в иностранной валюте, в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты для исчисления НДС.
В рамках одного договора можно вести взаиморасчеты по трем направлениям: по договору в целом, по счета, по заказам. Когда выбираете вида договора "Прочее" программа автоматически устанавливает вариант «По договору в целом», т.к. варианты «По заказам» и «По счетам» не поддерживаются. Для того чтобы объединить договоры разных контрагентов необходимо указать в договоре «Вид взаиморасчетов».
Рассмотрение направлений взаиморасчетов.
Ведение взаиморасчетов по договору в целом. При выборе данного направления, взаиморасчеты можно отслеживать по всем документам, которые оформлены в рамках выбранного договора. Так же есть возможность контролировать сумму дебиторской задолженности (установите галочку "Контролировать сумму задолженности" и укажите сумму допустимой задолженности).
Ведение взаиморасчетов по заказам. В данном случае взаиморасчеты ведутся в рамках документов «Заказ поставщику» или «Заказ покупателя». Во всех документах, которые оформляются по таким договорам, обязательно укажите заказ. В договоре с покупателем можно указать процент предоплаты, который необходим для отгрузки товара покупателю. При указании отгрузки товара без предоплаты по заказу, сумма отгрузки ограничивается суммой дебиторской задолженности, которая указана в договоре. При выбранном варианте ведения взаиморасчетов контроль общей суммы дебиторской задолженности сохраняется.
Ведение взаиморасчетов по счетам. При выборе данного направления в качестве сделок выступают счета на оплату. При выборе такого договора во всех документах указание счета является обязательным.
В документах поступления и реализации можно отображать дополнительную закладку ("Предоплата" или "Документы расчетов с контрагентами"). В данной закладке указывается информация о расчетных документах, сумме в валюте взаиморасчетов по договору.
При необходимости можно контролировать общую сумму дебиторской задолженности по договору. Для этого вам потребуется установить галочку "Контролировать сумму задолженности" в форме договора и указать сумму допустимой задолженности по договору. Данный контроль суммы позволит отслеживать, чтобы дебиторская задолженность не превышала указанную сумму. Если сумма будет равна нулю, то она означает стратегию "Отгрузка по мере оплаты".
В случае выбора вида договора "Вести по документам расчетов с контрагентами", можно вести контроль по сумме и числу дней дебиторской задолженности. Для того чтобы контролировать дни задолженности необходимо установить галочку "Контролировать число дней задолженности, число дней не более" и указать нужное число дней. Дни задолженности можно контролировать как по календарным, так и по рабочим дням. Для этого установите значение параметра "Способ контроля дней задолженности".
В условиях договора можно указать дополнительные условия поставки товаров. Для этого во вкладке "Условия договора" выберете значение "С дополнительными условиями". При выборе дополнительных условий в форме договора появится дополнительная закладка "Условия договора". В договоре потребуется создать документ "Условия поставок по договорам контрагентов". Изменения в документе (условия поставок) доступны для видов договора "С комиссионером" или "С комитентом", в том случае если в закладке "Общие" указано условие договора "С дополнительными условиями".
Закладка "Учет товаров."
Данная закладка доступна для вида договора "С покупателем" ("С комиссионером"). При ведении взаиморасчетов по договору или по заказам, необходимо установить галочку "Обособленный учет товаров по заказам покупателей". Данная галочка означает, что по этому договору ведется особенный учет товаров, и она позволит определить прибыльность сделки для каждого конкретного заказа.
Закладка "Дополнительно."
Эта закладка доступна для видов договора "С покупателем" или "С поставщиком". Тип цен можно выбрать из справочника "Типы цен номенклатуры". При выборе вида договора "С покупателем" из справочника выбирается тип цены "Типы цен номенклатуры контрагентов", при выборе вид договора "С поставщиком", выбирается тип цен контрагента, с которым оформлен договор. Так же можно указать способ расчета комиссионного вознаграждения, а также его процент. Комиссионное вознаграждение будет установлено по умолчанию. Если при оформлении договора потребуется контролировать денежные средства, то необходимо установить галочку "Контролировать денежные средства комитента (комиссионера)". В пункте "Основная статья" при необходимости сможете выбрать статью движения денежных средств. В случае выступления организации в качестве налогового агента по НДС, потребуется установить галочку напротив данного пункта. После этого станет доступным поле "Причина возникновения обязанности". В данном пункте укажите причину, по которой возникла обязанность налогового агента. Эти реквизиты необходимы для правильного учета НДС.
Закладки "Свойства" и "Категории."
В этих закладках можно задать дополнительные свойства (категории). В одном договоре можно указывать одновременно несколько значений различных видов свойств, но категории имеют только два значения: относится или нет договор к данной категории.
Создание договора с контрагентом
Договор с контрагентом формируется в карточке контрагента. Для этого выберете меню «Справочники», затем перейдите в подменю «Контрагенты (покупатели и поставщики)» и зайдите в раздел «Контрагенты». В открывшемся окне перейдите во вкладку "Счета и договоры", в появившейся таблице, в ее нижней части, вы можете смотреть, создавать и редактировать договоры с контрагентом.
Один из договоров с контрагентом в любом случае будет являться основным и будет автоматически проставляться в документе.
Для того чтобы сделать новый договор основным, его необходимо выделить в списке и нажать кнопку "Основной" над таблицей. Затем нажмите кнопку "Добавить" и откроется форма нового договора для заполнения. В договоре укажите наименование, вид договора, валюту взаиморасчетов, вид взаиморасчетов и т.д. Далее можно заполнить закладку "Дополнительно" (укажите тип цен продажи по данному договору) и нажать на кнопку "Записать". Теперь можно заполнить дополнительные условия по договору.
Все условия договора указываются в специальном документе "Условия поставок по договорам контрагентов". Заполнить документ можно во вкладке "Условия договора". Для создания нового документа необходимо нажать кнопку "Добавить". В документе уже будет указан контрагент и договор, установите необходимый период. Указание периода позволит программе проверять выполнение условий контрагентом. Следующим шагом будет заполнение самих условий. Условия заключаются в указании общей суммы покупок (список приобретаемых товаров с уточнением количества, цены и суммы).
Общая сумма обязательна для заполнения, а вот список товаров не обязателен.
Существует 3 способа для того чтобы заполнить условия по договорам контрагентов в документе:
- Указывается лишь общая сумма, перечень же товаров не заполняется (условием договора является покупка на указанную сумму, а приобретаемые клиентом товары не важны).
- Указывается только перечень товаров, которые необходимы для приобретения, а сумма рассчитывается автоматом (клиент обязан приобрести определенное количество товаров).
- Указывается общая сумма, а также перечень товаров с ценами, отличными от оптовых цен (клиент приобретает товар по более низкой цене, которая проставляется автоматически и при этом он должен приобрести товары на указанную сумму).
Для расчета общей суммы автоматически нажмите кнопку "Установить общую сумму". В итоге создан договор с контрагентом с указанием дополнительных условий. В течение действия договора можете контролировать выполнение условий и при необходимости корректировать взаимодействие с клиентом.