Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Языкознание в XX веке

Определение 1

Языкознание – это наука, изучающая естественный человеческий язык во всех его проявлениях.

Генеративизм как основное направление языкознания в XX веке

В первой половине XX века основным лингвистическим направлением был классический структурализм. В середине двадцатого столетия свои лидирующие позиции он уступил генеративному (порождающему) языкознанию, которое, оставаясь приверженным идеям универсальной грамматики и использованию логико-математических методов, дополнительно обратилось к психологической науке (в первую очередь, к её когнитивному направлению).

Положительным отличием генеративизма от классического структурализма было то, что он включил в лингвистическое исследование динамический аспект. Кроме того, новое направление языкознания способствовало формированию ряда новых идей, методов, принципов лингвистического исследования (особенно это касалось изучения семантической и формальной структуры предложения и текста).

Однако генеративизм не исключил встречающейся и у структурализма методологической ограниченности. Это означало, что интересы генеративизма замыкались на изучении внутренней структуры языка, при этом не учитывая внеязыковые факторы и языковую деятельность говорящего. Следовательно, генеративизм также использовал главный методологический принцип структурной лингвистики – принцип редукционизма.

Характеристика функционально-деятельностного языкознания

К концу XX века наступило определённое разочарование как в структурном, так и в порождающем языкознании. В связи с этим на первый план выдвинулось функционально-деятельностное языкознание, которое объединило в себе новые лингвистические концепции, течения и школы, предполагающие широкое понимание языка. То есть взгляды на языковые явления не ограничивались совокупностью структурных отношений между дискретными языковыми единицами, порождающих операций, которые связывают эти единицы, а также их номенклатурой (или инвентарём).

Представители функционально-деятельностного языкознания занимались изучением следующего перечня языковых процессов:

«Языкознание в XX веке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • языковая деятельность отдельных людей;
  • общественная языковая деятельность;
  • «работа» языка, который обеспечивает порождение высказываний и их последующие восприятие и понимание.
Замечание 1

Чтобы эти процессы были надлежащим образом осмыслены, представители этого направления использовали достижения не только традиционного, структурного и генеративного языкознания, но и смежных научных дисциплин с применяемыми в них исследовательскими приёмами и процедурами.

Функционально-деятельностное языкознание включало в себя большое число лингвистических дисциплин, которые не всегда обладали чётко определённым лингвистическим статусом:

  • социолингвистика;
  • психолингвистика;
  • этнолингвистика;
  • нейролингвистика;
  • стилистика лингвистика текста;
  • новая риторика;
  • теория речевых актов;
  • прагмалингвистика;
  • лингвистика динамически развивающегося дискурса (в том числе диалогического);
  • функциональная семантика;
  • когнитивная лингвистика;
  • этнография речи;
  • коммуникационная грамматика;
  • конверсационный анализ и ряд других дисциплин.

Как правило, данные дисциплины преимущественно были построены на основе принципа синхронизма, хотя некоторые из них дополнительно базировались и на принципе диахронизма.

Проблема взаимоотношения отдельных течений языкознания XX века

В XX веке достаточно остро встал вопрос о понятии научной парадигмы в языкознании, поскольку считается, что неадекватно его применять к истории языкознания. Обычно смена научной парадигмы предполагает революционное изменение научных взглядов и всеобщую переориентацию исследований на новые принципы. Но для таких лингвистических течений, как структурализм, генеративизм и функционализм, были отмечены преимущественное использование общего принципа синхронизма и общие противостояние историко-генетического языкознания. Однако ни одно из данных направлений так и не смогло полностью заменить историко-генетическое языкознание.

Современное языкознание характеризуется сосуществованием взаимодополняющих друг друга, но сформировавшихся в разное время подходов (синхронического и исторического, внутриструктурного и функционально-деятельностного). Несмотря на то, что первоначально возникшие течения противоположны друг другу, постепенно они начинают активно обменивать друг с другом понятиями, идеями, приёмами и процедурами исследований. Таким образом, в настоящее время в языкознании мирно сосуществуют историко-генетическое, системно-структурное, генеративное, функционально-деятельностное направления, каждый из которых ориентирован на познание различных сторон языка и соотносит себя с «традиционным» языкознанием.

Следствием описанной выше ситуации является сложность адекватного описания какого-либо отдельного самостоятельного лингвистического направления, концепции, течения, научной школы. Поэтому необходимо учитывать множество существующих признаков.

Для решения поставленной задачи рассматривают следующие, нередко противоречивые между собой признаки:

  • стремление исследователя рассмотреть и изучить все аспекты языкового феномена, то есть языка в широком смысле слова, или же остановиться на каком-нибудь конкретном языковом явлении;
  • сосредоточение лингвистом внимания на изучении внутрисистемных отношений языковых явлений или на выявление общесистемных свойств языка;
  • описание единиц языковой системы как единства двух составляющих – плана выражения и плана содержания или же их отдельное рассмотрение;
  • интерпретация языка либо как динамической системы (изменяющейся во времени), либо как статической системы (пребывающей в покое);
  • исключение временного фактора или же акцентирование внимания на исторической изменчивости языка;
  • выделение в функционировании и развитии языка внутрисистемных отношений или внеязыковых факторов;
  • рассмотрение языка как материального явления или как идеального явления.

Таким образом, характеристика современных лингвистических направлений представляет для исследователей определённую сложность.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot