Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистический спор реалистов и номиналистов в средневековой Европе

Основные сведения об объекте спора реалистов и номиналистов

В центре внимания всех западноевропейских философских школ средневекового периода (в том числе номиналистов и реалистов) стоял вопрос, сформулированный римским неоплатоником Порфирием (233 – 304 гг.). Этот вопрос звучал следующим образом: «Существуют ли они (роды и виды, то есть общие понятия) самостоятельно, или же они находятся в одних только мыслях, и если они существуют, то тела ли это, или бестелесные вещи, и обладают ли они отдельным бытием, или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них?»

Замечание 1

То есть центральным объектом этого спора является общее понятие.

Общее понятие представляет собой единство существенных свойств, отношений, связей предметов и явлений, которое отображается в человеческом мышлении, то есть это мысль, которая выделяет и обобщает по определённым признакам предметы и явления.

В зависимости от количества предметов (явлений), которые подпадают под понятие, различают единичные, общие и пустые понятия. Общее понятие (чаще называемое универсалией) объединяет более одного предмета. Философы Средневековья по-разному смотрели на сущность универсалий. Основными и при этом противоположными философскими учениями насчёт общих понятий были:

  • реализм – рассматривал общее понятие как духовную сущность, то есть нечто реально, самостоятельно и независимо от вещей существующее;
  • номинализм – рассматривал общее понятие как общее имя для нескольких конкретных имён, которое является порождением человеческого сознания и языка, реально же существуют только вещи.

Описание спора реалистов и номиналистов

Спор между этими двумя философскими направлениями продолжался в течение пяти веков и втянул в себя ученых и философов нескольких поколений.

Первоисточниками спора реалистов и номиналистов считаются Платон и Аристотель. Платон считал, что «идеи» являются самостоятельными и независящими от человеческого ума сущностями. Его ученик, Аристотель полагал, что общие понятия («роды» и «виды») зависят от конкретных единичных вещей, в каковых они и пребывают.

«Лингвистический спор реалистов и номиналистов в средневековой Европе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особую остроту в этот спор добавляло то, что для Средневековья было характерно неразрывное развитие философии и теологии, что выражалось при рассмотрении вопроса об общих понятиях в непосредственном касании религиозных догм и затрагивании непоколебимой церковной истины.

Спор между номиналистами и реалистами принимал формы устного преподавания в университетах и философских школах и письменных трактатов, которые преимущественно представляли собой комментарии к работам философов предшествующих периодов. Например, отношение по рассматриваемому вопросу Боэция выражалось в его комментировании работ Порфирия, а отношение самого Порфирия – работ Аристотеля. Для современных исследователей это вызывает некоторые трудности, поскольку удобнее рассматривать целостные и последовательные философские системы, чем разрозненные трактаты и комментарии.

Лингвистический аспект спора об общих понятиях

Спор между реалистами и номиналистами не стал поводом для разработки собственно общелингвистических или грамматических теорий.

Номиналисты и реалисты затрагивали вопросы соотношения языка и мышления тогда, когда это могло бы позволить сформулировать более обоснованные аргументы против позиций противников.

Замечание 2

Как правило, в их рассуждения (а иногда и в полноценных работах), которые были посвящены языку, они рассматривали его как средство именования вещей и воплощения мыслительных представлений и мыслительного процесса в целом.

Таким образом, номиналисты и реалисты, рассуждая о природе общих понятий, касались следующих вопросов, непосредственно связанных с языком, не выходя за рамки проблем средневековой философии языка:

  • вопрос о значении слов;
  • вопрос об отношении слов к предложению;
  • вопрос об отношении слов и предложений к обозначению конкретных вещей и общих понятий;
  • вопрос об отношении истинности и ложности предложений;
  • вопрос об отношении предложения к мысли.

Реалисты и номиналисты, как правило, принимали грамматические теории, но обсуждали их в таких формах, какие были представлены в работах поздних римских грамматистов, которые в Средние века пользовались большим авторитетом – Доната (IV век) и Присциана (V век).

Философия Рабана Мавра и Иоанна Скота Эриугены

Как было указано выше, спор реалистов и номиналистов имеет многолетнею историю, и по началу он проходил в более «спокойной» обстановке. Так, известный ирландский философ и богослов Иоанн Скот Эриугена (810-877 гг.) был реалистом, хотя в то время стал первым автором идеалистической концепции.

Одним из ярчайших представителей номинализма был Рабан Мавр (784-856 гг.) – бенедиктинец и архиепископ немецкого Майнца. Он комментировал работы Порфирия, где было изложено мнение о том, что род является понятием, а не вещью.

С мнением Рабана Мавра во многом был солидарен Боэций, который «категории» называл «именами». Они оба обращались к «Категориям» Аристотеля. Их окончательные взгляды, которые совпали, сводились к тому, что реальными были отдельные вещи, индивидуумы, а нереальными – роды и виды (род же рассматривается как концепт, который образован из сходств сравниваемых между собой многих видов). Таким образом, общие понятия (универсалии) представляют собой только рассматриваемые абстрактно сходства между вещами.

Важное место в философских изысканиях на тему универсалий занимает учение Эриугены, которое было навеяно Платоновскими взглядами. Оно представляет собой законченную идеалистическую систему, которая характеризовалась тесным переплетением философских и богословских положений. Это связано с тем, что Эриугена рассматривал истинную философию и истинную религию как одно и то же.

Эриугена как представитель реализма считал универсалии реальными явлениями, которые существуют раньше конкретных вещей. Но существуют универсалии в форме духовных сущность (идеалистическое воззрение). Мир конкретных вещей является только кажущимся, а мир универсалий – вечным, поскольку существует в божественной мысли.

Эриугена оказал значительное влияние на последующих философов, поскольку он был одним из основоположников средневекового реализма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot