Поведение в социологии
Само понятие «поведение» в социологию пришло из психологической науки. Оно означает реакцию живого существа на те внешние и внутренние изменения, которые происходят в связи с влиянием извне. Поведение является термином, которое означает взаимодействие живого существа с внешней средой, реагирование на внутренние, а также на внешние раздражители.
В социологии поведение индивида в обществе чаще всего характеризуют через термин «социальное поведение». Оно выступает в качестве такого поведения, которое выражается во всей совокупности поступков индивида, его действий в обществе. Также такое поведение может быть присуще более обширным социальным группам, оно зависит от социальных и некоторых экономических факторов, а также от тех социальных и культурных норм, которые господствуют в конкретный промежуток времени в обществе.
Отметим, что социальное поведение также иногда рассматривают в качестве активности индивида и энтузиазма в выполнении социальных ролей и в следовании социальным нормам. В таком случае можно проанализировать мотивированность человека, его отношение к некоторым социальным ролям и принципам, а также к окружающим людям и к сложившимся социальным условиям. Отношение может быть положительным, нейтральным и отрицательным. Соответственно, поведение будет зависеть от отношения.
В рамках социологии одно из первых мест занимает определение нормативности или ненормативности социального поведения. Нормативность предполагает, что индивид или обширная социальная группа будут соответствовать требованиям извне, а также будут принимать те общие нормы и ценности, которые устанавливаются в рамках общества. Что касается ненормативности, то чаще всего она приводит к тому, что индивид проявляет все признаки отклоняющегося (девиантного) поведения, и в данном случае проводятся уже иные формы анализа отклоняющегося поведения, которые также интересны для изучения социологии поведения личности или социальной группы.
Для того, чтобы определить поведение человека, необходимо помнить о том, что оно имеет несколько основных элементов, которые проявляются на каждом этапе жизни человека и в его отношении к окружающей среде и членам общества:
- Конкретная цель поведения человека;
- Конкретные условия для осуществления своей деятельности;
- Конкретные средства и механизмы, которые помогают индивиду достигать поставленных целей и проявлять свои поведенческие наклонности.
Нормы социального поведения индивида
Поведение человека всегда должно подчиняться конкретным социальным нормам, независимо от их формальности или неформальности. Нормы поведения – это многогранное понятие, которое отражает способность человека подчиняться внешним условиям и выполнять их для того, чтобы его поведение не выходило за рамки разумного (то есть, не нарушало чужие личные рамки и интересы, личное пространство, не оскорбляло чувства).
Система норм поведения включает в себя несколько основных понятий, каждое из которых демонстрирует особые черты социальных норм:
- Сами социальные нормы – это комплекс норм и ценностей, которые определяют необходимую модель поведения в конкретном обществе;
- Привычки индивида – это набор личностных моделей поведения, которые человек использует в конкретных ситуациях. Привычки чаще всего закрепляются в качестве норм только по итогу многократного их повторения;
- Манеры поведения – это также формы поведения, которые основываются на привычках человека. Манеры могут охарактеризовать воспитание человека, а также его принадлежность к определенному социальному слою. Воспитанный человек имеет вкус в одежде, знает основные правила этикета за столом, а также достаточно четко формулирует свои мысли, чтобы не задеть чувств окружающих.
Этикет – это также совокупность норм поведения, которые актуальны в основном для высших слоев населения. Тем не менее, любой человек может изучить правила этикета, пройти специальные уроки, чтобы понять, как овладеть тактичностью и вежливостью, а также быть толерантным и сдержанным в обществе. Общественные ценности выступают в качестве эталона представлений, которые одобряются большей частью социальных единиц. Каждый из нас рад сталкиваться с добром и справедливостью, нас обучают патриотизму. По сути, общественные ценности мы начинаем постигать на самых первых этапах социализации, еще в семье, и от этого зависит вся наша последующая жизнь. Поэтому воспитанию, составлению привычек и перениманию манер следует отвести особое внимание.
Упомянем также о принципах. Принципы – это особо важные и непоколебимые убеждения человека, которые он создает сам для себя. Своего рода принципы мы можем соотнести с границами, в которые заключает себя человек, чтобы затем ему было бы проще контролировать свое поведение. Например, для одного человека семья может стать самой высшей ценностью, поэтому он никогда не решится на измену, или на то, чтобы ранить членов своей семьи. Но есть люди, у которого верность и семья не войдут даже в список принципов, поэтому он может позволить себе повторять измену из раза в раз, и при этом не испытывать угрызений совести, поскольку для него это будет абсолютной нормой, а других может злить и ужасать.
Поведение очень важно исследовать, причем оно должно контролироваться извне, если мы говорим о более молодых поколениях. Это связано с тем, что поведение очень легко подвергается влиянию со стороны. Дети и подростки с гибкой психикой могут воспринимать совершенно сторонние нормы и ценности, и это может попросту сломить их. Во взрослой жизни они продолжат следовать ложным принципам и нормам, и это может привести к их наказанию, причем более жесткому, чем если бы это было наказание в подростковом или детском возрасте. Поэтому многие области знания обращаются сегодня к исследованиям социальных норм и ценностей, а также к изучению механизмов становления поведения человека в обществе и благодаря обществу.