Нравственность – это уникальная форма общественного сознания, которая формируется в социуме исходя из конкретных условий исторического развития и преобразуется вместе с ним, опосредуя систему общечеловеческих и присущих конкретной социальной группе или иной социальной общности моральных правил регулирования поведения людей посредством использования внутренних и внешних механизмов контроля.
Подходы к понятию нравственности
Категория нравственности широко употребляется как в повседневной жизни, так и в специальных отраслях общественной деятельности – экономике, политике, культуре и пр., при этом единого общеупотребительного определения указанной категории не сформировалось.
Исследование сформировавшихся теорий подходов к определению категории нравственности позволяет выделить следующие ее основные характеристики:
- ряд авторов рассматривает категорию нравственности как синонимичную категориям морали и этики, определяя ее как учение об основных этических нормах и нормах человеческой жизнедеятельности исходя из общих понятий о добре и зле. Данное определение не лишено недостатков, поскольку используют сходные категории нравственности и этики для взаимного определения, не раскрывая исчерпывающе содержания. При этом необходимо отметить, что единого подхода к трактовке добра и зла в культуре общества не сложилось. Однако названное определение позволяет выделить такую сущностную характеристику нравственности как формирование ее в социуме посредством определения правил человеческой жизнедеятельности;
- другими авторами нравственность рассматривается как особая форма социального сознания и моральных отношений, которые выступают одним из средств регулирования деятельности человека с помощью нравственных норм. Данный подход раскрывает еще одно сущностную характеристику нравственности: нравственность – это форма социального сознания.
Вышесказанное позволяет определить нравственность как уникальную форму общественного сознания, обусловленную априорно присущими и формируемыми в процессе жизнедеятельности стереотипами поведения социума на конкретном этапе исторического развития и выражающуюся в системе динамично развивающихся общечеловеческих и специфических для конкретных социальных общностей норм, регулирующих общественные отношения посредством внутренних и внешних механизмов контроля поведения.
Кроме того, принято использовать термин нравственность для отражения внутреннего отношения личности к своему поведению и поступкам, исходя из моральных установок, принятых в обществе и утвердившихся в сознании личности.
Соотношение нравственности и обычая
Общность нравственности и обычая заключается в том, что эти социальные явления выступают инструментами регулирования общественных отношений.
Обычай в самом общем виде можно определить как исторически сформировавшейся стереотипный способ поведения, воспроизводимый конкретным социумом или отдельной социальной группой. Иначе говоря, в определенных условиях исторически формируется соответствующая модель поведения, которая воспринимается будущими поколениями без рефлексии, без рационального осмысления, как нечто само собой разумеющееся.
Иными словами, обычай определяет необходимую модель поведения в тех или иных условиях определенной культурной общности.
При этом исторически обычаи предшествуют нравственности, он формировались из запретов, традиций, ритуалов родового общества. Здесь фактически нравственные установки определяются полезностью коллективу, индивид не мыслят себя отдельно от коллектива.
Нравственность же предполагает при выборе того или иного варианта поведения учет внешних моральных правил, сформированных в обществе на основе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, и сопоставление их с внутренними нравственными установками личности.
Иными словами, поведение, регулируемое нравственными нормами, предполагает соотношение своего поведения с человеческими представлениями о нравственности, с личным внутренним отношением к моральным нормам, в то время как обычай не предполагает рефлексии, а требует четкого, безоговорочного повторения конкретной модели поведения в конкретных условиях.
Соотношение нравственности с традицией и ритуалом
Нередко категории традиции и ритуала используются как синонимичные для категории обычая. Однако такой подход не в полной мере верен, поскольку традиции и ритуалы относятся к более широкому кругу социальных явлений.
Традиция может характеризоваться как элемент культурного наследия конкретного общества или социальной группы, которые передается от поколения к поколению для собственной идентификации. Это специфические культурные формы регулирования межличностных и межгрупповых отношений в определенном социуме или отдельной социальной группе.
Исторические традиции начинают формироваться как ответ на возникающие у человека взаимоотношения с окружающим миром, с другими людьми, с другими социальными группами. На стадии своего формирования традиции выступают инструментом рационального поведения при выстраивании межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Если традиции по своей сущности более широкое понятие, то ритуал частное понятие, опосредующее исторически сформировавшийся сложный символический тип поведения.
Сходство нравственности, традиции, ритуала очевидно: это регуляторы общественного поведения. Однако обычай, традиция и ритуал не предполагают внутреннего осмысления необходимости воспроизведения соответствующего варианта поведения, этот вариант должен воспроизводиться без рефлексии, следуя утвердивший в конкретном обществе, социальной группе порядку, в то время как нравственность всегда предполагает внутреннюю оценку личности и основанный на ней выбор варианта поведения.