Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепции локальных цивилизаций

Введение в исторический экскурс появления концепции локальных цивилизаций

Начиная с первой половины двадцатого века постепенно стало практически общепринятым говорить уже не только о существовании общечеловеческой истории и, соответственно, не только об общей культуре и мировом историко-культурном процессе, как это было признано в XIX веке, но также и о культуре как совокупность локальных цивилизаций, и о общей мировой истории как о совокупности историй всех локальных цивилизаций.

Основной особенностью современных интерпретаций течения мирового историко-культурного процесса и тех процессов, которые определяют характер культуры в целом, можно считать утверждение о том, что локальные цивилизации не обязательно должны категорически противостоять представлениям о общечеловеческой истории но и общечеловеческой культуре, а также возможно даже как-то сочетаться с представлениями о общечеловеческой истории и общечеловеческой культуре, хотя такая позиция не может, конечно, считаться по-настоящему последовательной. Однако она, несмотря на это, все равно продолжает существовать.

Замечание 1

Следует подчеркнуть, что сказанное о популярности концепций Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби среди наших современников вовсе не означает, что все, кто в наше время говорят о локальных цивилизации, обязательно должны при этом разделять все убеждения основателей этой концепции.

Чаще всего в наше время под локальными цивилизациями в социологии культуры большинство исследователей понимают уже совсем другое, чем под ними понимали Шпенглер и Тойнби.

Концепция локальных цивилизаций Освальда Шпенглера

Говоря о локальных цивилизации, нужно также учитывать, что сам Освальд Шпенглер никогда не использовал такое понятие, как «локальная цивилизация» - оно появилось и было признано в социологии культуры несколько позже.

Немецкий исследователь вообще в своей книге гораздо чаще говорил о морфологии всемирной истории или о мире в контексте истории. Действительно, в книге Шпенглера постоянно сравнивались между собой определенные историко-культурные единицы. Исторические и историко-культурные сравнения является основным методом, который применял Освальд Шпенглер, что в целом можно оценить положительно.

«Концепции локальных цивилизаций» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Особенностью исторических и социально-философских взглядов Освальда Шпенглера было то, что он не рассматривал всю общую историю человечества как единый исторический процесс в буквальном смысле этого слова, как это обычно было свойственным многим историкам до него и после него. По мнению этого немецкого историка и социолога каждая из культур возникает живым организмом, который, однако, отличается от других, подобных ему,«Культур-организмов».

Каждый из таких «культур-организмов», по его мнению, должен иметь определенное время своего существования. Кроме того, такой «Культур-организм» должен обязательно проходить в своем существовании стадии рождения, роста, упадка и гибели.

Именно такие «культуры-организмы» только уже после Освальда Шпенглера стали называть локальными цивилизациями. Однако известно, что сам Освальд Шпенглер использовал слово «цивилизация» в совершенно ином значении, чем оно используется обычно. Для него «цивилизация» возникает закономерным этапом упадка культуры.

У каждого из таких «культур-организмов», по мнению Шпенглера, должен был существовать определенный объединяющий элемент, который и отличает одну культуру от всех других культур. Освальд Шпенглер в своем исследовании образно называл такой элемент «Душой».

Например, по словам Освальда Шпенглера, в античной культуре была «аполлоновская душа». В отличии от античной культуры, «душа» европейской культуры, по мнению немецкого исследователя, является не аполлоновская, а фаустовская.

По этой причине, Освальд Шпенглер считал, что европейская культура должна была быть типологически совершенно иной, чем античная культура. Следует отметить при этом, в своих историко- культурологических исследованиях Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби насчитывали разное количество типов локальных цивилизаций.

Различия в концепциях локальных цивилизаций Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби. Концепция локальных цивилизаций Арнольда Тойнби

Различия концепции Арнольда Тойнби от концепции Освальда Шпенглера заключаются не только в количестве локальных цивилизаций, на которые по заключению Арнольда Тойнби распадается всемирная история культуры, о чем различные авторы упоминают чаще всего. В тех же самых случаях Арнольд Тойнби, говорил о тех факторах, которые создают различия между различными типами цивилизаций, в первую очередь обращал внимание на религию.

Основным элементом, который создает какую-то из культур и объединяет ее, по мнению Арнольда Тойнби, является «вызов и ответ». Сам Арнольд Тойнби даже сравнивал этот процесс с своеобразным социокультурным диалогом, который постоянно идет между Богом, с одной стороны, и людьми, с другой стороны.

В отличие от Освальда Шпенглера, Арнольд Тойнби вовсе не пытался определить точное время появления и существования каждого такого культурно-исторического организма.

Замечание 3

Сторонников концепции локальных цивилизаций их оппоненты обвиняют чаще всего в локализации истории (в смысле ее разбиения). Следует признать, однако, что такое обвинение очень мало действует на сторонников концепции локальных цивилизаций, поскольку они всегда считали и продолжают считать, что основным признаком истории является дискретность.

Заметим, что для сторонников концепции локальных цивилизаций нет и не может быть какой-то общей для всех народов истории. По их мнению, такой подход к истории есть неправильным. Вся история предстает в качестве совокупности историй отдельных культур.

Особенности той или иной из локальных цивилизаций не ограничиваются, по нашему мнению, специфическими чертами восприятия пространства и времени, как считал Освальд Шпенглер и религиозными различиями, как считал Арнольд Тойнби. Одной из существенных различий каждой из таких локальных цивилизаций также особенности развития и развития правовой культуры, которая должна иметь место в той или иной из локальных цивилизаций.

Кроме того, определенные содержательные и структурные различия правовой культуры не могут не существовать также и в пределах каждой отдельной цивилизации. Часто различия между различными правовыми субкультурами в пределах одной и той же цивилизации могут быть в целом не меньше, чем между правовыми культурами, которые принадлежат к совершенно разным локальным цивилизациям.

Различия в правовой культуре обязательно нужно учитывать при изучении и исследовании культуры, иначе это может привести (и иногда приводит) к появлению многочисленных ошибок. В частности, достаточно часто при процессах исследования и интерпретации природы культурных явлений на другие цивилизации подсознательно переносятся особенности современного состояния западной правовой культуры.

То же самое целесообразно утверждать и в отношении российской культуры. Поэтому нужно учитывать, что и в прошлом, и в наше время культура сохраняла и продолжает сохранять свои правовые особенности как по сравнению с культурами Запада, так и по сравнению с культурами Востока. Перенос особенностей современной западной правовой культуры на другие цивилизации может иметь самые разные причины. Чаще всего для такого переноса существуют различные политические причины.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot