Классификация видов юрисдикций
В отечественной и зарубежной юридической доктрине на протяжении многих веков наблюдается ситуация, в рамках которой имеет место разночтение многих, даже получивших максимально широкое распространение терминов и определений. В теории и на практике это приводит к неточности используемых формулировок, разночтению понятий, а нередко – к их умышленной подмене.
Одним из наиболее ярких примеров обозначенной тенденции выступает характеристика понятия «юрисдикция», что предопределяет повышенную актуальность изучения ее видов. Обращаясь к истории формирования и развития рассматриваемого термина, следует отметить, что в правовой науке соответствующее становление связывается с ранним периодом возникновения государства и права.
Однако, несмотря на столь продолжительную историю существования в доктрине, до сих пор, как было отмечено выше, не выработано единое определение рассматриваемой категории.
Так, изучение положений действующего законодательства, а также специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в наиболее общем виде юрисдикцию следует подразделять на внутригосударственную и международную. Причем применительно ко второму виду в международном праве имеются некоторые пояснения и разъясняющие положения, в то время как во внутригосударственном (в том числе в законодательстве Российской Федерации), какие-либо легальные определения юрисдикции отсутствуют.
Результатом обозначенной ситуации возникает то, что зачастую в правоприменительной практике имеется место смешение понятие «юрисдикция», «подсудность», «компетенция», и т. д.
Виды юрисдикций на международном уровне
Как было отмечено выше, в наиболее общем виде целесообразно проводить характеристику видов юрисдикций на двух уровнях – внутригосударственном и международном. Так, анализ действующих международных конвенций и соглашений позволяет сделать вывод, что на международном уровне принято выделять:
- Территориальную юрисдикцию, позволяющую определять территорию (либо объект), в пределах которой распространяется суверенная власть конкретного государства;
- Параллельную юрисдикцию, направленную на предупреждение совершения надгосударственных общественно-опасных деяний, и соответствующее проведение уголовно-процессуальных действий международными и национальными органами уголовной юстиции, в строгом соответствии с установленными принципами действия уголовного закона (в пространстве и по кругу лиц);
- Обязательную юрисдикцию – совокупность полномочий надгосударственного органа по рассмотрению и разрешению юридических споров, отнесенных к его компетенции в силу установленных обязательств спорящих сторон;
- Национальную юрисдикцию, которая так же, как и обозначенный выше вид заключается в совокупности полномочий, но не отдельных органов, а целых суверенных государств, устанавливаемых в отношении собственных граждан, находящихся за пределами территории соответствующего государства (открытое море, космическое пространство, а в специально оговоренных случаях – также при нахождении гражданина на территории иностранного государства.
Тем не менее, анализ действующих международно-правовых актов и приведенных выше определений понятия «юрисдикция», помещенных в их содержание, позволяет сделать вывод о недостаточной конкретности и ясности содержания рассматриваемой категории. Поскольку одновременно понятием «юрисдикция» охватываются отдельные мероприятия, комплексы мер, полномочия, обязанности, реализуемые как в отношении других государств, так и в отношении международных организаций и даже отдельных граждан.
В этой связи, в контексте вновь принимаемых международных соглашений термин «юрисдикция» может быть наполнен содержанием, даже отличным от множества названных выше подходов и трактовок, что выступает очевидным признаком неоднозначности понимания терминологии в соответствующей сфере.
Виды юрисдикции на внутригосударственном уровне
Продолжая характеристику видов юрисдикций, и существующих подходов к проведению анализа соответствующих подходов к классификации следует отметить, что в специальной литературе в рамках внутригосударственного уровня выделяется три подхода к определению содержания и назначения понятия «юрисдикция»:
Представители первого подхода предлагают следующее определение юрисдикции:
Юрисдикция – обособленная государственно-властная деятельность компетентных органов, направленная на разрешение юридических споров, привлечение к юридической ответственности, а также принятие обязательных для исполнения решений.
Анализ обозначенного подхода, позволяет сделать вывод, что при таком понимании юрисдикция рассматривается как определенный процесс, наполненный государственно-властным содержанием;
В рамках второго подхода юрисдикция определяется так:
Юрисдикция – это совокупность полномочий, предоставленных соответствующим субъектам в целях разрешения правовых споров.
Очевидно, что при таком подходе содержание «юрисдикции» сводится к содержанию «компетенции».
Наконец, в рамках третьего из наиболее распространенных подходов к пониманию юрисдикции соответствующая категория определена следующим образом:
Юрисдикция – совокупность общественных отношений, на упорядочение которых направлено регулятивное воздействие компетентных органов государственной власти.
Иными словами, юрисдикция в данном случае сводится к понятию «подведомственность».
Таким образом, в результате проведенного анализа видов «юрисдикций» и подходов к их изучению представляется целесообразным сделать вывод о том, что рассматриваемая категория выступает собирательным понятием и одновременно включает в себя компетенцию и подведомственность специальных органов государственной власти.