Понятие поведенческой макроэкономики
Поведенческая макроэкономика – это новое направление экономических исследований, объектом изучения которых является поведение субъектов хозяйствования под влиянием психологических факторов.
Традиционная экономическая теория долгое время рассматривала поведение экономического агента, как рациональное. Но изучение практического опыта показало, что индивид не всегда руководствуется соотношением цены и качества. Возникла необходимость разработки новых теорий, которые смогли бы объяснить данные изменения. Поведенческая экономика стала одним из направлений, занимающихся исследованием влияния поведения человека на его экономическую активность.
Психологические особенности человека могут определять его предпочтения, принципы осуществления экономического выбора. Например, теория перспективы, предложенная Канеманом и Тверски, опирается на знания когнитивной психологии. Ученые поняли, что результат деятельности будет зависеть от точки отсчета, в которой индивид принимает решение. Экономика отталкивается от уровня доходов экономического агента. При этом убыток переносится тяжелее, нежели прибыль. Было отмечено, что при наращивании доходов люди с неохотой идут на риски. Но чем ниже уровень дохода, тем больше склонность к риску.
Решения человека могут зависеть от ситуации. Еще одно предположение связано с тем, что психика идет по пути наименьшего сопротивления, поэтому индивид не всегда действует рационально.
Существует подход, основанный на анализе чувств и событий, которые легли в основу принимаемых решений. Ученые призывают специалистов отказываться от оценочных суждений, а также составлять план для преодоления кризисных ситуаций. Необходимо учитывать, что поведение человека связано с преодолением бессознательных внутренних конфликтов. Индивид может расщеплять свои чувства, подавлять их, идеализировать, либо подменять одни чувства другими.
Поведенческая экономика представляет собой новое направление науки, стоящее на стыке психологии и экономики.
Развитие поведенческой макроэкономики
После кризиса 2008 года вскрылись многие недостатки неоклассического экономического взгляда. Данные, предоставляемые сторонниками поведенческой экономики, стали казаться рациональными. Наибольшее влияние на развитие поведенческой макроэкономики оказали Роберт Шиллер и Джордж Акерлоф. Последний является автором концепции «асимметричной информации», которая более применима в микроэкономике.
Теория сторонников поведенческой макроэкономики строится на иррациональности поведения человека. Казалось бы, что такой подход делает исследование практически невозможным. Однако, иррациональность оказалась вполне предсказуемой. Ученые рассматривают в том числе иррациональность развития рынков, которая напрямую зависит от нестандартного поведения индивидов.
Стоит отметить, что это направление в экономике больше связано с исследованием финансовых пузырей. По мнению ученых на формирование раздутых финансовых обязательств влияют:
- Структурные факторы.
- Культурные факторы.
- Психологические факторы.
К структурным факторам относят культурные и экономические процессы и явления. Они влияют не только на рост экономики, но и на положительные изменения на фондовом рынке. Культура определяет поведение людей с точки зрения влияния на их разум через СМИ. Совокупность психологических факторов представлена количественными и морально-этическими нормами. Благодаря им люди сопоставляют товары и услуги. Сюда же относят поведение толпы.
Перспективы поведенческой макроэкономики
Неоклассическая школа не идеальна. Ее предположения обладают рядом недостатков, которые сможет восполнить поведенческая макроэкономика. Например, она объясняет безработицу, как отсутствие равновесия на рынке труда. Это вызвано разным уровнем оплаты одного и того же вида деятельности. Ученые ввели понятие эффективного уровня заработной платы, который превышает среднерыночный уровень. Влияние монетарной политики они объясняют возникновением «денежной иллюзии». Объем занятости может изменяться, равно как и объем выпуска. Но из-за того, что небольшие колебания цен не заметны человеку, то он ориентируется на уровень номинальных показателей.
Неоклассики предполагали, что инфляция в долгосрочном периоде не существует. Поведенческие экономисты считают, что существуют различные варианты, то есть в некоторых случаях возможен рост инфляции при росте безработицы. Соотношение инвестиций и сбережений так же не всегда зависит от рациональности поведения индивидов. Довольно часто человек желает удовлетворить свои текущие потребности без учета будущих расходов.
Большое влияние поведение человека оказывает на формирование стоимости финансовых инструментов. Высокие ожидания редко рациональные создают асимметричную информацию, что влияет на искажение цены. Бедность не всегда вызвана экономическими причинами. Иногда это может быть результат идентичности. Человек следует ролевой модели поведения, которая характерна для представителей его класса.
На работу экономических систем оказывает влияние доступность и полнота информации. Человек не всегда способен воспринимать весь поток информации, часто интерпретируя ее по-своему. Масштабные глобальные экономические потрясения потребовали пересмотра привычных постулатов экономики. Сегодня большое внимание уделяется дисциплинам, возникающим на стыке научных направлений. Работы последователей поведенческой макроэкономики не призывают отказаться от классических взглядов. Напротив, они дополняют их факторами, которые ранее не учитывались.
Рынок не является идеальной структурой, которая работает беспрерывно стремясь к равновесию. Ему необходимо властное вмешательство, позволяющее поддерживать работоспособность рыночного механизма. Учет поведения покупателей может стать подспорьем в принятии управленческих решений не только на микроэкономическом, но и на макроэкономическом уровне.