Мотивация предпринимательской деятельности – это процесс побуждения, стимулирования предпринимательской активности, развития предпринимательства и расширения данной сферы деятельности.
Малый и средний бизнес составляют основу экономического роста и развития государства. В этой связи мотивация ранней предпринимательской активности приобретает особую актуальность. В настоящее время процессу мотивации молодежи к предпринимательству уделяется особое внимание.
Проблемы мотивации ранней предпринимательской активности
Мотивация ранней предпринимательской активности сталкивается с рядом проблем. К ним относятся:
- низкий уровень проработанности вопросов поддержки малого предпринимательства. Отсутствуют рациональные механизмы поддержки малого предпринимательства и направления развития данной сферы;
- недостаточное количество программ поддержки молодежного предпринимательства на разных уровнях власти;
- неразвитость культуры молодежного предпринимательства;
- отсутствие бизнес-просвещения молодого поколения: не реализуется пропаганда предпринимательской активности, просвещение о бизнес-процессах, возможностях предпринимательской деятельности и актуальных направлениях предпринимательства в разные временные периоды;
- неимение разного рода поддержки реализации предпринимательства на начальных этапах. Молодые люди сталкиваются со сложностями формирования начальных капиталов, неимением опыта ведения бизнеса на начальных этапах, что приводит к неудачам, провалам и потери интереса к данной деятельности.
Проблемы мотивации предпринимательской активности молодежи являются обусловленными и актуальными на текущий временной период. Механизм формирования мотивации предпринимательства идентичен механизму формирования трудовой мотивации. Требуется исследование процесса мотивации и разработки побудительных мотивов для активизации предпринимательской деятельности.
Основы формирования мотивации молодежного предпринимательства
Основу формирования мотивов к предпринимательству молодого поколения составляют следующие факторы:
- Наличие свободного выбора поиска, видов экономической деятельности, экономического развития и способов его организации. Молодые предприниматели ориентируются на собственные целевые ориентиры при принятии решений ведения бизнеса. Важно, отсутствие ситуативных факторов и какого-либо внешнего давления со стороны. Здесь важно наличие внутренних качеств личности: самоконтроль, целеустремленность.
- Соотношение разумного контроля принимаемых решений над импульсивностью действий в сочетании с умением принимать рискованные решения, действовать в ситуациях неопределенности и нести ответственность за принимаемые решения.
- Ориентация на победу в условиях необходимости преодоления трудностей.
- Преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи т.е. желание бороться и рисковать. Это требует наличия потребности в самореализации и социальном признании.
- Ориентация на современного потребителя. Если реализуется просвещение молодежи в области актуальных проблем современности и запросов потребителей, то интерес к предпринимательской деятельности активно формируется и плодотворно реализуется.
Все мотивы предпринимательской активности могут быть разделены на две большие группы:
- Экономические мотивы.
- Неэкономические мотивы.
Экономические мотивы связаны с получением выгоды – прибыли, как основы любой коммерческой деятельности и ее целевого назначения.
Неэкономические мотивы обусловлены желание молодого поколения социально утвердиться, самореализоваться, обрести свободу и независимость жизнедеятельности, воплотить свой лидерский потенциал (при его наличии).
Мотивация предпринимательской активности молодого поколения имеет значимость в силу видения молодыми людьми приоритетов развития общества на современном этапе, простоты адаптации к быстро меняющимся экономическим реалиям и желанием рисковать. В молодые годы люди проще относятся к риску и могут с легкостью принимать неопределенные решения в том или ином направлении деятельности.
Связь мотивации ранней предпринимательской активности и уровня экономического развития общества
Мотивация предпринимательской активности молодежи имеет важное значение для социально-экономического развития общества. Она важна на всех стадиях экономического цикла и является важным инструментом экономического роста и развития общества.
С ростом позитивной мотивации предпринимательской активности осуществляется повышение качества предпринимательского потенциала общества. Наличие мотивации к предпринимательству молодого поколения обеспечивает возможности привлечения ресурсов и реализации нестандартных подходов к ведению бизнеса.
Как правило, наиболее значимой бывает мотивация в периоды экономических спадов, кризисов. Активность молодых предпринимателей обеспечивает постепенную стабилизацию экономического роста за счет формирования новых рабочих мест, что повышает уровень занятости и стимулирует рост национального благосостояния. Именно на этапах экономического кризиса возникает потребность в инновациях, новых направлениях предпринимательской деятельности. В этой связи мотивация предпринимательской активности является важным механизмом экономического роста и развития.
Что касается мотивации к предпринимательству в периоды экономического роста и развития, то возможностями ее реализации обладает небольшой процент молодежи и населения в целом. В условиях экономического благополучия не только снижается объективная потребность общества в инновациях и инноваторах, но и значительную часть функций по управлению и поддержанию экономического роста берут на себя институционализированные структуры, в том числе бюрократизированные организации.