Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике

Определение 1

Рынок - это совокупность организаций и форм сотрудничества между людьми, предназначенная для того, чтобы в коммерческих целях свести продавца и покупателя для продажи или покупки товара соответственно.

Виды рынков

Рынок может возникать стихийно, как конкурентный рынок, а также организованно, как неконкурентный рынок. Во многом тип рынка определяется способностью его участников воздействовать на уровень цен. Часто попытки повышения цены завершаются невозможностью продажи товаров, тогда как при искусственном снижении цены возникают убытки.

В основе конкурентного рынка лежат независимые товаропроизводители с различными условиями производства и особенными параметрами товара. На неконкурентном рынке функционирует узкая группа производителей только одного товара.

Конкурентный и неконкурентный рынок могут оптимально сочетаться между собой, предполагая максимальную конкуренцию с минимальной монополией. Для общества сдвиг такого оптимума приводит к большим потерям

Существуют следующие структуры рынка:

  • конкурентный рынок (монополистическая конкуренция) с большим количеством компаний, которые покрывают небольшую рыночную долю и продают слабо дифференцированные товары.
  • олигополия с доминированием небольшого количества компаний, совместно контролирующих подавляющую часть рынка.
  • олигопсония с присутствием на рынке множества продавцов и небольшого числа покупателей.
  • монополия с присутствием на рынке только одного производителя товара или услуги.
  • монопсония-с присутствием на рынке только одного покупателя.
  • совершенная конкуренция – это рыночная структура с неограниченными проявлениями конкуренции, неограниченным количеством производителей и потребителей.

Конкурентный рынок

Под конкурентным рынком принято понимать свободный рынок, на котором отсутствуют входные барьеры и препятствия для конкуренции. Чем меньше фирма может оказывать влияние на тот рынок, где она реализует свой товар, тем конкурентным можно считать такой рынок. Если ряд фирм может воздействовать на условия реализации и цену собственного товара, то такие фирмы вступают друг с другом в конкурентную борьбу.

«Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Конкуренция является основным механизмом рынка, не существует препятствий для входа в данный процесс или выхода из него. Участники конкуренции постоянно выбирают, что им делать: либо сосредоточить усилия на опережении своих конкурентов, либо постепенно терять свои доходы.

Характерные признаки конкурентного рынка:

  1. Рыночная цена - это цена, которая преобладает на конкурентном рынке. При рыночной цене то количество товаров, которые хочет купить потребитель, точно соответствует объему товаров, которые желают предложить производители. На рынке цены постоянно двигаются в силу изменений спроса и предложения. При каждом изменении цены какого-либо товара меняются цены и других товаров.
  2. Большое число продавцов и покупателей. На конкурентном рынке существует несколько продавцов и покупателей, которые обладают небольшой долей на рынке и их воздействие по отдельности на цены товаров практически ничтожно.
Замечание 1

Конкурентный рынок подразумевает наличие большого числа производителей продуктов или ресурсов, свободу выбора производителем вида хозяйственной деятельности, соответствие спроса и предложения, а также наличие отдельного рынка на средства производства.

Неконкурентный рынок

Неконкурентный рынок – это рынок, где у производителя имеется возможность самому устанавливать цену своей продукции. По сути, такой производитель концентрирует в своих руках все предложение на рынке.

Основные черты неконкурентного рынка:

  1. Небольшое число производителей. В целом, неконкурентный рынок подразумевает наличие только одного продавца, самостоятельно назначающего цену. Но на рынке не всегда работает лишь один производитель, даже монополия подразумевает существование различных объединений, в которых задействованы несколько экономических агентов.

  2. Тайный сговор образуется зачастую при олигополистической структуре рынка, когда стороны стремятся к увеличению своей монопольной власти. Для тайного сговора характерно заключение негласного соглашения о разделении рынка, ценах, способах ограничения конкуренции, преследуемых законом. Когда участники сговора достигают твердой договоренности, то олигополия может перерасти в рынок чистой монополии. Однако длительное время тайный сговор не может существовать, поскольку высокая прибыльность и монопольные цены привлекают в отрасль все новых производителей, которые обостряют конкуренцию.

  3. Ценовая дискриминация возникает на неконкурентном рынке, когда разные производители назначают различные цены на одинаковые товары. Это может быть связано с попыткой одной фирмы отвоевать у конкурентов часть покупателей, а также с привязанностью покупателей к определенной торговой марке. Если потребительский спрос неэластичен, то монополист поднимает цену товара, тем самым уменьшая спрос на небольшую величину. В случае эластичного спроса, соответственно, цену на товар следует уменьшать. К основным видам ценовой дискриминации на рынке несовершенной конкуренции относится:

    • реализация каждой единицы товара по цене спроса, а в силу различия спроса у разных покупателей, может возникнуть дискриминационный эффект;
    • при одинаковой для всех потребителей цене единицы продукции, может предлагаться скидка на приобретение большого количества реализуемых товаров;
    • реализация продукции разным покупателям по различным ценам.

К общим условиям появления неконкурентных рынков можно отнести наличие одного или нескольких производителей, а также множества покупателей, не способных формировать рыночные цены, поскольку они изначально задаются производителем. Это выражает его монопольную власть. В условиях неконкурентного рынка ценовая дискриминация позволяет монополисту присваивать значительную долю потребительских излишков покупателя.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot