Имидж государства на международной арене и его составляющие
Имидж государства на международной арене – это совокупность рациональных и эмоциональных представлений мирового сообщества о нем, которые вытекают из сопоставления всех его фактических действий и слухов о нем, и формируют его образ на мировой арене.
Международный имидж государства складывается из множества разноплановых составляющих. Условно все они делятся на два типа (рисунок 1).
Рисунок 1. Элементы имиджа государства на международной арене. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условно-статичные элементы имиджа государства на международной арене носят объективный характер и включают в себя природно-ресурсный потенциал стран, ее геополитические параметры, историю, культурное и национальное наследие, а также базовую форму государственного устройства и структуру управления.
Условно-динамичные элементы имиджа государства на международной арене иначе принято называть субъективными. Они определяются устойчивостью национальной экономики государства, характером и принципами деятельности общественно-политических объединений, уровнем развития правовой среды, морально-нравственными аспектами развития и социально-психологическими настроениями в обществе.
Объектом международного имиджа государства могут выступать как отдельные сферы государственной жизни (внешняя и внутренняя политика, экономика, армия, власть и пр.), так и страна в целом или ее отдельно взятые политические или общественные деятели. В конце концов, имидж государства на международной арене служит совокупностью взаимосвязанных друг с другом характеристик государственной системы, сформированной в ходе развития ее государственности.
Имидж государства на международной арене имеет ряд специфических характеристик. Основными из них считаются:
- простота и схематичность;
- высокая степень динамичности;
- насыщенность информацией;
- наличие адресной и информационно-технологической составляющей;
- закамуфлированная идеализация.
Крайне важную роль в формировании и продвижении имиджа государства на международной арене играет информационная составляющая. Рассмотрим ее более подробно.
Информационный фактор в формировании и продвижении имиджа государства на международной арене
Информационная составляющая международного имиджа государства служит ядром всех прочих его компонент и пронизывает все урони его формирования, укрепления и распространения. Выполняя своего рода интегративную функцию, она играет роль переходного канала, связывающего собой политическое и иные пространства.
По своей структуре информационная составляющая имиджа государства на международной арене реализуется на двух уровнях:
- конструирование воспринимаемого имиджа страны с опорой на артикулирование и агрегирование политических интересов групп влияния;
- трансляция имиджа в целевые аудитории благодаря использованию «информационных лифтов», представляющих собой формальные и неформальные средства социальной и политической коммуникации.
Информационная составляющая не только пропитывает образ государства на международной арене, но и в определенной степени предопределяет возможности его построения и популяризации в рамках мирового сообщества.
Сегодня активно идет становление глобального информационного общества. В подобного рода условиях выстраивание международного имиджа государства в одностороннем порядке становится попросту невозможным. Все чаще в качестве основных инструментов транслирования и продвижения имиджа государства на международной арене начинают использоваться современные компьютерные, теле- и радиовещательные технологии и коммуникационные службы. Ключевую роль играет Интернет.
Именно средства массовой информации служат одним из основных инструментов формирования правильного понимания сути и целей инициатив, реализуемых тем или иным государством на мировой арене. Все множество информационно-коммуникационных технологий, активно используемых современными государствами в работе над своим имиджем, условно делится на два типа – «традиционные» и «новые». К категории «традиционных» обычно относят интернет-СМИ, а к категории «новых» - блоги и социальные сети. Каждая из групп информационных технологий, используемых при формирования и продвижении имиджа государства на международной арене, обладает довольно высоким потенциалом воздействия.
Используемые в ходе формирования международного имиджа государства различные информационные технологии могут быть ориентированы не только на производство заданных параметров имиджа, его коррекцию или возвышение, но и на «отстройку» конкурентов, изучение электорального рынка и его сегментацию, а также на проведение контррекламных и антирекламных действий.
Практическим воплощением проработки информационной составляющей имиджа государства на международной арене считается построение и реализация инфомрационно-имиджевой политики государства, направленной на реализацию его политических устремлений. Ключевая цель реализации информационно-имиджевой политики заключается в создании максимально благоприятных условий и корректировке международного имиджа государства как основе достижения его политических амбиций. В рамках мирового политического пространства информационно-имиджевая политика государства направлена на поддержание стабильно благоприятной информационной среды вокруг международной деятельности страны. Большую роль при этом играет постоянство осуществления информационной деятельности и непрерывность наполнения информационного пространства.
В рамках реализации информационно-имиджевой политики государства на международной арене часто проводятся отдельные информационные кампании. Сама же информационно-имиджевая политика, так или иначе, сопровождает все значимые государственные решения, интересы и действия, в той или иной форме находящие свое выражение в мировой политике. В конце концов, она способствует правильному и выгодному для государства пониманию событий, происходящих в мире, и их интерпретации.