Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение вопросам самоухода при сахарном диабете

Схема обучения больных сахарным диабетом

Определение 1

Сахарный диабет - это группа заболеваний эндокринной системы, обусловленных нарушением усвоения глюкозы в организме вследствие абсолютной или относительной недостаточности инсулина, и характеризующихся нарушением всех видов обмена веществ (жирового, углеводного, белкового, водно-солевого, минерального) и хроническим течением.

Сахарный диабет является социально значимым заболеванием, его осложнения нередко приводят к инвалидизации больных. Опасность заключается еще в том, что при наиболее распространенном, втором типе сахарного диабета заболевание может долгое время оставаться нераспознанным ввиду отсутствия специфических клинических проявлений на ранних его этапах.

Избежать осложнений сахарного диабета или, по крайней мере, замедлить или остановить их прогрессирование помогает обучение пациента принципам образа жизни с заболеванием и правилам самоухода.

Как показывает практика, обучение пациентов с сахарным диабетом наиболее эффективно проходит в форме групповых консультаций с последующим совместным обсуждением непонятных моментов, различных теоретических вопросов по теме, а также оценкой понимания знаний и усвоения практических умений.

Приветствуется также обучение родственников больного совместно с ним, а в случае невозможности пациента полностью себя обслуживать, это просто необходимо.

В некоторых случаях эффективнее будет формат индивидуальных консультаций больного (или пациента совместно с его родственником). Обычно это относится к стеснительным, замкнутым больным или людям, имеющим сложности с пониманием, восприятием или речью.

Общая схема обучения больных с сахарным диабетом:

  1. Опрос пациента с целью выявления его проблем в понимании заболевания и составления рекомендаций по изменению образа жизни.
  2. Определение способов решения выявленных проблем, что и будет являться содержанием последующих этапов обучения.
  3. Формулировка целей обучения. Поставленная цель должна включать три компонента: временные рамки, результат обучения и способы достижение цели.
  4. Результатом обучения будут являться моменты, которых необходимо достичь пациенту (что он должен знать, понять, научиться делать и т.д.).
  5. Временные рамки представляют собой интервал времени, в течение которого необходимо достигнуть поставленной цели обучения (к концу месяца, через неделю, после трех консультаций). При групповом обучении изначально устанавливаются общие для всех временные рамки, но в конечном счете полностью освоить программу должны все слушатели, даже если для этого некоторым понадобится больше времени, чем было запланировано.
  6. Способы достижения цели включают различные методики, с помощью которых планируется обучить пациента кого или чего цель будет достигнута (самостоятельное изучение материала, презентация, визуальные материалы (плакаты, листовки, схемы и т.д.), наглядная демонстрация с использованием муляжей и пр.).
  7. Планирование содержания обучения, определение его продолжительности и времени проведения. При этом должны быть максимально учтены индивидуальные особенности каждого члена группы.
  8. Реализация плана обучения. По ходу проведения обучающих бесед в план их проведения могут вноситься коррективы, например, при выявлении ранее не учтенных обстоятельств или возникновении непредвиденных ситуаций.
  9. Схема проведения занятия обычно выглядит следующим образом: приветствие; уточнение присутствующих; разбор вопросов, возникших по теме предыдущего урока, при углубленном изучении материала в домашних условиях; контроль усвоения материала прошлого обучения; теоретический разбор новой темы; практическая демонстрация навыков (если требуется) и их отработка; разбор непонятных моментов нового материала; контроль усвоения знаний и навыков; уточнение даты и времени следующего обучения; прощание.
«Обучение вопросам самоухода при сахарном диабете» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Содержание обучающих программ для пациентов с сахарным диабетом

Несмотря на то, что суть и клинические проявления всех типов сахарного диабета примерно одинаковы, их выраженность и частота встречаемости при том или ином типе заболевания все же отличаются.

Например, возникновение кетоацидоза и гипогликемий чаще отмечается при сахарном диабете 1 типа, поэтому пациентам с данным заболеванием необходимы более глубокие знания по предотвращению данных состояний.

Однако следует учитывать еще и другие моменты, например, схему лечения. Если пациент с сахарным диабетом 2 типа получает инсулинотерапию, целесообразнее обучать его вместе с больными с сахарным диабетом 1 типа.

Примерный перечень вопросов для обучения пациентов с сахарным диабетом:

  1. Изменение характера и режима питания.
  2. Изменение образа жизни (распорядка дня, отказ от вредных привычек и др.).
  3. Разъяснение механизма действия лекарственных противодиабетических препаратов и инсулина.
  4. Разъяснение важности соблюдения назначенного режима приема таблетированных препаратов и схемы введения инсулина.
  5. Разъяснение правил самостоятельного регулирования дозировки противодиабетических средств.
  6. Разъяснение принципов самостоятельного измерения глюкозы и ведения дневника самоконтроля.
  7. Разъяснение правил профилактики гипогликемии.
  8. Разъяснение и отработка техники подкожных инъекций инсулина с помощью шприц-ручек и инсулиновых шприцов.
  9. Разъяснение правил ухода за кожными покровами, особенно нижних конечностей. Этот момент заслуживает особого внимания, так как следствием отсутствия должного ухода за ногами при сахарном диабете нередко становится развитие синдрома “Диабетическая стопа”, часто ведущего к ампутациям конечности на разных уровнях. Правила ухода за ногами при сахарном диабете:

    • запрет на использование острых инструментов при обработке кожи стоп. Для срезания отросших ногтей лучше использовать специальные кусачки, причем срезы ногтевой пластины желательно не закруглять во избежание ее врастания в окружающие ткани;
    • запрет на хождение босиком по земле;
    • запрет на использование грелок, горячей воды, батарей отопления для согревания ног;
    • ношение удобной обуви из нежестких тканей;
    • ежедневный осмотр стоп на наличие микротравм и повреждений;
    • ежедневное использование смягчающих кремов для стоп, содержащих мочевину.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 08.07.2021
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot