Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История стоматологии детского возраста

Разделы стоматологии детского возраста

Определение 1

Стоматология детского возраста (детская стоматология) – это раздел стоматологии, который занимается изучением профилактики, клиники, диагностики и методов лечения различных заболеваний зубов, слизистой оболочки полости рта, пародонта, губ и языка, а также диагностики и профилактики аномалий зубочелюстной системы с учетом возрастных и других особенностей каждого ребенка и влияния этих заболеваний в целом на его организм.

Детская стоматология является сложной и многокомпонентной специальностью.

Она состоит из нескольких подразделов:

  • детская терапевтическая стоматология;
  • хирургия челюстно-лицевой области (ЧЛО) – несколько видов;
  • хирургия грудных и новорожденных детей;
  • ортодонтия;
  • детское протезирование.

Детская стоматология является сравнительно молодой дисциплиной, и самостоятельной специальностью она стала не сразу.

Хоть отдельные упоминания об этой науке встречаются во врачебных работах, датированных периодом античного времени, развивалась она в первую очередь в процессе развития и накопления медицинских знаний по стоматологии в целом.

История развития детской стоматологии

Историю стоматологии детского возраста условно подразделяют на четыре периода:

  1. Период накопления первичных знаний в области детской стоматологии (с древних времен и до XVIII в.). Для этого периода характерны отдельные упоминания вопросов и проблем стоматологии детского возраста в трудах ученых Древнего Востока, античного Средиземноморья и средних веков. Например, Гиппократ в IV веке до н.э. писал о том, как у детей прорезываются зубы, и описывал их состояние в этот период. Также об этом в I веке до н.э. писал Соран Эфесский. Гиппократ также описывал клиническую картину заболеваний полости рта, давал рекомендации по их лечению и советы по уходу за полостью рта. Ученые Ассирии, Вавилонии и Египта считали, что причиной боли в зубах является наличие червяка, который находился внутри прорезавшегося зуба. Самая большая работа в области детской стоматологии этого периода была проделана Абу Али Ибн Синой (Авиценной, 980-1037 гг.). в своем «Каноне врачебной науки» он собрал обширные знания о прорезывании зубов, их строении и росте в различном возрасте, о клинических проявлениях и методах лечения болезней полости рта и зубов, правилах ухода за зубами.
  2. Второй период охватывает 18-19 вв. и характеризуется началом систематизации знаний, касающихся вопросов заболеваний тканей и органов полости рта в детском возрасте. В конце XVII в. - начале XVIII в. зубоврачевание было выделено в самостоятельную медицинскую область, однако вопросы стоматологии детского возраста все еще оставались предметом изучения других областей медицины, в основном педиатрии и хирургии. В России выдающимся деятелем медицины, освещавшим в своих трудах вопросы детской стоматологии, являлся акушер и педиатр Амбодик -Максимович Н.М. (1744-1812). В своем «Искусстве повивания, или Науке о бабичьем деле» (1784-1786) он уделял большое внимание также и стоматологическим заболеваниям у детей (описывал их, давал полезные советы по гигиене полости рта). Профессор Гундобин Н.П. (1860-1908) посвятил вопросам детской стоматологии свое руководство «Общая и частная терапия болезней детского возраста». Соболеву А.М. (родился в 1793 г.) принадлежит авторство вышел одного из первых оригинальных русских трудов по зубоврачеванию Дантистка и зубное искусство лечения зубных болезней с приложением детской гигиены» (1829 г.).
  3. Для третьего периода (конец XIX-XX вв.) характерно формирование отдельной специальности «детская стоматология», которая определяла круг вопросов данной науки и вопросы подготовки кадров, организацию оказания специализированной стоматологической помощи детям. В это время практические и научные исследования посвящались в основном изучению особенностей клинических появлений и лечения заболеваний зубов и ротовой полости именно у детей. Чемоданову М.М. принадлежит обоснование ампутационного метода лечения молочных зубов при воспалении пульпы и доказательство отсутствия при этом нарушений физиологической резорбции корней (1902 г.). В России основателем детской стоматологии заслуженно считается Лимберг А.К. (1856-1906). В 1886 г. он организовал первую в России бесплатную зубоврачебную школьную амбулаторию. В 1896 г. комиссия дантистов под его же руководством разработала план организации стоматологической помощи детям. Это план включал также плановую санацию полости рта у школьников, которой до этого практически не уделялось внимания. Благодаря таким мероприятиям уже через 5 лет постоянной работы зубоврачебных школьных амбулаторий среди учащихся значительно снизилась частота заболеваний, требующих удаления зубов. В 1918 г. после изменения политической ситуации был создан Народный комиссариат здравоохранения, в который вошла также зубоврачебная секция, руководителем ее стал Дауге П.Г. (1869-1946). Задача комиссариата заключалась в разработке вопросов лечения и профилактики стоматологических заболеваний, в том числе и у детей. Именно в этом периоде развития детской стоматологии четко определились ее методы и предмет исследования, способы профилактики и методы лечения, характерные только для этой специальности. Постепенно для стоматологического приема детей выделялись отдельные кабинеты, отделения, а затем и целые поликлиники для оказания помощи детскому населению. Большое внимание также стало уделяться подготовке специалистов, занимающихся особенностями возникновения и развития стоматологических заболеваний у детей разных возрастных групп. В целом этот период можно охарактеризовать все большим распространением идеологии и организационных форм детской стоматологии, которые к концу 80-х гг. принесли реальные плоды. В целом по стране распространенность кариеса, требующего лечения, снизилась почти вдвое, санация охватывала 80-85% населения, а осложнения развивались менее чем в 2% случаев. Это стало возможным благодаря созданию широкой сети стоматологических школьных кабинетов и осуществляемой ими детской диспансеризации с дифференциацией степени активности кариеса.
  4. В четвертом периоде (с 1990 г. и по настоящее время) служба детской стоматологии пришла в кризисное состояние вследствие ухудшения социально-экономического положения населения и страны в целом. Поэтому этот период характеризуется поисками пути выхода из этого состояния. В 90-е гг. значительно выросла нуждаемость в лечении кариеса (до 85%), а санация охватывала всего 35% населения, в 3 раза выросло число случаев осложнений кариеса постоянных зубов. В настоящее время отмечается значительное ухудшение качественного состава кадров вследствие перехода большого количества детских стоматологов с высокой квалификацией в частные стоматологические учреждения и во взрослую сеть. Это привело к появлению специальности «стоматолог общей практики», который оказывает помощь и взрослым, и детям. Также появилась специальность «стоматологический гигиенист», который оказывает только профилактическую помощь. В связи с этим в будущем ожидается постепенное перераспределение объема детской стоматологической помощи между самими детскими стоматологами и данными специалистами. В большинстве же других развитых стран квалифицированная стоматологическая помощь детям достаточно давно оказывается стоматологами общей практики (семейными стоматологами), а детские стоматологи занимаются лишь сложными, осложненными и редкими формами стоматологических заболеваний.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 22.08.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot