Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вопрос как форма мысли

Сущность вопроса как формы мышления

Определение 1

Вопрос как форма мысли – это мысль, которая побуждает к ответу и выражает просьбу дополнить имеющуюся информацию, чтобы устранить или уменьшить познавательную неопределенность.

Вопрос тесно связан с проблемой.

Определение 2

Под проблемой понимают форму мысли, отражающую и выражающую в виде вопроса (задачи, задания или их системы) знание о чем-либо неизвестном («знание о незнании»), требующую своей постановкой практического или теоретического преодоления неизвестности (разрешения проблемы).

Таким образом, проблема имеет двойственную природу: как форма мысли и форма организации исследования. Проблема стимулирует научное исследование, а в более общем смысле – любой человеческий труд. Проблема представляет собой вопрос, ответа на который может не быть в накопленном знании, требующий дополнительных теоретических и практических, интеллектуальных и физических усилий. Проблема всегда связана с какой-либо трудностью, требует преодоления неопределенности, в результате чего формируется решение проблемы. Выделяют разные по масштабу проблемы:

  • для отдельных людей,
  • для групп,
  • для общества в целом (для человечества).

Проблемы отдельных людей могут быть уже решены (их решение уже имеется в накопленных знаниях), тогда требуются лишь дополнительные индивидуальные усилия, чтобы найти связь между проблемой и знаниями, то общечеловеческие проблемы требуют поиска новых знаний, проведения исследований.

Обычно возникновение проблемы связано с неясностью, затруднением, которое нужно устранить или снять. Если у неясности нет четкой формулировки, то неопределенность может рассматриваться как предпроблемная ситуация. Со временем неопределенность формулировки снимается и осуществляется четкая и ясная формулировка проблемы.

С точки зрения структуры, проблема и вопрос состоят из одинаковых элементов. Вопрос выступает формой выражения проблемы, а проблема – вопросом, поиск ответа на который принципиально или временно затруднен. Языковой оболочкой вопроса как формы мысли служит вопросительное предложение. В структуре вопроса можно выделить:

  • основу (базис) – накопленное знание, исходную информацию, содержащую затруднение, которое указывает, что базис является недостаточным, что его нужно расширить или углубить. Необходимость преодоления неполноты исходных сведений выделяется вопросительными операторами «что», «кто», «когда», «почему», «как» и т.д.;
  • затруднение;
  • ориентацию.
«Вопрос как форма мысли» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процесс познания развивается поэтапно – от поверхностного знакомства с объектом интереса до его глубокого понимания, выявления связей, причин и законов. Процесс познания влияет на постановку вопроса, его форму и формулировку. Каждая из форм вопроса соответствует определенному этапу процесса познания, отражает общие закономерности связи между формой и содержанием. Кроме того, что каждый этап познания должен быть зафиксирован и выражен в определенной форме, за ним должен быть закреплен определенный знак, обозначающий данный этап познания, чтобы не спутать с другими этапами. Он должен иметь определенную и вопросительную форму, но, по всей видимости, и сама вопросительная форма оказывается выражает те объективные закономерности, присущие данному этапу познания. В каждом конкретном случае, употребляя специальную форму вопроса, субъект тем самым, показывает на каком этапе познания он находится и какого уровня информация (например, по глубине) ему необходима.

Классификация вопросов

По корректности формулировки вопросы бывают:

  • корректные,
  • некорректные.
Определение 3

Логически корректным называют вопрос, на который можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность.

На некорректный вопрос нельзя дать такого ответа. Вопросы являются некорректными, если:

  • их формулировка содержит выражения, значения или смыслы которых не определены («Чем занимается кракобублик?»);
  • входящие в формулировку вопроса выражения обладают определенными значениями и смыслами, но эти выражения не согласованы («Кто будет президентом России в 1721 году?»);
  • содержание вопроса не полностью определено («Сколько стоило молоко в супермаркете?» - нет уточнения, на какой момент нужна цена и в каком именно супермаркете);
  • предпосылка вопроса – ложное суждение. Вопросы такого рода называют провокационными («Ты перестал подглядывать за соседями?» - если нет достоверной информации, что раньше человек занимался подглядыванием);
  • невозможно найти ответ, снижающий познавательную неопределенность. Такие вопросы называются тавтологичными. Если они уже содержат ответ в своей логической форме, это логически тавтологичные вопросы («Является ли Петров тем, кем является?»), а если во входящих терминах – фактически тавтологичными («Между кем был конфликт Иванова и Петрова?»).

В зависимости от степени неопределенности, которую нужно устранить, выделяют вопросы:

  • легкие,
  • трудные.

По форме возможных ответов выделяют:

  • открытые вопросы, не имеющие определенного числа ответов («Какой сегодня курс доллара к рублю?»);
  • закрытые вопросы, предусматривающие выбор ответа из ограниченного списка («Какое сейчас время года?»). Этот список может содержаться в вопросе, тогда говорят об альтернативных вопросах («Вода горячая или холодная?»).

По форме и ориентации вопросы бывают:

  • восполняющими («к-вопросы»), содержащие операторы «кто», «что», «как», «когда», «где» и т.д. По содержанию они направлены на поиск недостающих сведений, ответ предполагает точную и исчерпывающую информацию. В вопросе может быть один оператор (простой к-вопрос) или сразу несколько операторов (сложный к-вопрос). Любой сложный вопрос может быть разбит на несколько простых;
  • уточняющими («ли-вопросы»). Они предполагают лаконичный ответ «да» или «нет». Простые ли-вопросы могут быть безусловными («верно ли, что …») и условными («верно ли, что если … то …»). Сложные ли-вопросы бывают конъюнктивными, дизъюнктивными, импликативными, эквивалентными. Сложные вопросы образуются с помощью соответствующей связи простых вопросов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot