Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Учение о государстве и праве в России XVIII – второй половины XIX века

История политических и правовых учений XVIII века в России делится на два периода:

К концу XVII века Россия была одним из самых крупных государств мира. Она была государством имперского типа, и в новых исторических условиях ее институты были недостаточно эффективными, ввиду чего возникла необходимость в проведении модернизации. Не случайно в это время в России распространяются западноевропейские политические идеи – теория «естественного права» и идеи Просвещения.

Концепция абсолютизма

Реформы Петра I были нацелены на реорганизацию системы государственного управления. Преобразования Петра во многом были созвучны взглядам на природу и происхождение государства и права многих западных философов (Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк), в частности, концепциям «естественного права», «договорной теории», идеям рационалистической философии, которая заложила основу теории регулярного государства. Представители рационалистической философии говорили о возможности создания государства, в котором жизнь людей подчинялась бы детальной регламентации, а население – от последнего поданного до монарха – должно было трудиться над созданием «общего блага», обеспечивающего в стране процветание. Восприятие в России этих идей привело к переосмыслению понятия «государства». Государь становился «слугой Отечества», в своем служении «общему благу» ответственным перед Богом. Благо государства и «общее благо» понимались однозначно, и государство персонифицировалось в образе помазанника Божия – государя.

С идеологическим обоснованием регулярного государства и абсолютизма, а также преобразований Петра выступили такие государственные деятели «ученой дружины» Петра как В. Татищев и Ф. Прокопович.

Период просвещенного абсолютизма во второй половине XVIII в.

Во Франции идеи Просвещения привели к революции, а в России они обрели форму просвещенного абсолютизма, исходя из идеи, разделяемой многими просветителями, что «просвещенный монарх» может преобразовать жизнь государства на разумных основах, ликвидировать наиболее устаревшие общественные институты. Такое представление во многом разделяли и сами правители. В связи с этим они вступали в переписку с видными представителями Просвещения, способствовали распространению их произведений и принимали многие меры, соответствовавшие духу Просвещения. События революции во Франции 1789 года положили конец «заигрыванию» с просветителями.

Особенностью Просвещения в России было пристальное и постоянное внимание к крестьянскому вопросу, ввиду бесправия крепостных крестьян и роста их недовольства произволом помещиков. Теоретическим инструментом для борцов с крепостничеством стала естественно-правовая теория с опорой на божественную волю. У русских просветителей общей была идея просвещения и распространения образования народа, в котором они видели способ улучшения состояния общества.

«Учение о государстве и праве в России XVIII – второй половины XIX века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Идеи просвещения отразились в произведениях Д. Фонвизина, Н. Новикова, А. Радищева, С. Десницкого.

Политические концепции XIX века

Для России начала XIX века характерно распространение либеральных идей и зарождение революционного движения. Международным фактором, оказавшим влияние на политическую мысль России, стали Великая Французская революция и Отечественная война 1812 года. В этой ситуации самодержавие было вынуждено менять идеологические ориентиры и адаптироваться к новым веяниям. Александр I после вступления на престол отменил указы Павла I о запрете выезжать за границу, упразднил Тайную экспедицию, разрешил выписывать иностранные журналы, провел некоторые либеральные реформы, подготовил преобразования в системе государственных органов (заменил петровские коллегии на систему министерств). В подготовке и осуществлении преобразований сыграл видную роль М. Сперанский.

Славянофильство оформилось как самостоятельное течение русской общественной и философской мысли в конце 1830-х годов в Москве. Его главными представителями были А. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, И. и П. Киреевские, Ю. Самарин. Его теоретической основой стали европейский романтизм, немецкая классическая философия, русское православие и русский исторический уклад.

Славянофилы отрицали необходимость заимствовать западноевропейские формы государственного устройства, основанные на народном представительстве и признавали особый путь исторического развития России, свободный от недостатков и противоречий западных стран. Самобытность России они видели в православной духовности народа (в отличие от протестантизма и католицизма), а также в самодержавии, основанном на справедливом законодательстве.

Славянофилы относились к проявлявшимся в России чертам западной культуры как ко временному злу, проникшему в страну в эпоху Петра. Славянофилы призывали бороться с этим злом, видя полную возможность России в будущем выйти на дорогу самостоятельного развития и открыть в истории человечества новую эру.

В вопросе о происхождении Российского государства славянофилы были сторонниками норманнской теории: государство возникло вследствие добровольного договора и приглашения вождя чужого племени. Славянофилы придерживались нравственного подхода к решению политических вопросов, пытались примирить интересы сословий, добиваться социального согласия.

Они полагали, что взаимоотношения народа и правительства должны строиться на принципах невмешательства, государство обязано защищать и обеспечивать благосостояние народа, обязанность народа состояла в исполнении государственных требований.

Западной полноправности «личности» славянофилы противопоставляли подчинение личности обществу, а борьбе классов – принцип общественного единства, которое воплощалось в крестьянской общине.

Гиперболизируя национальные черты народа, славянофилы объективно способствовали изоляции России, принижению ее статуса в культурной и исторической общности государств Европы.

Западники – это либеральное идейное течение 1840-х - начала 1860-х годов в России. Зарождение этого течения относится к 1839 году, когда сложился кружок Т. Грановского, в который входили П. Чаадаев, К. Кавелин, Б. Чичерин, П. Анненков.

Название «западники» возникло в полемике со славянофилами и самими западниками первоначально воспринималось в качестве обидного прозвища. Мировоззрение западников отличалось от «самобытности» славянофилов и от теории «официальной народности».Теоретической основой его были взгляды гуманистов Возрождения, идеи Просвещения, немецкой классической философии, признание роли разума в познании, необходимости философского осмысления при освоении окружающей действительности.

Ориентация западников на европейскую государственную модель не исключала критического отношения к западному политическому устройству и образу жизни. Такая модель воспринималась ими как ориентир развития, а не как предмет слепого подражания. Западники полагали целесообразным установить в России конституционную монархию.

Исторический процесс они понимали как цепочку необратимых, качественных изменений общества и отдельных людей от худшего к лучшему. Западники Петра I считали одним из главных деятелей российской истории, направившим страну на путь прогресса.

Западники отстаивали основные либеральные ценности: свободу слова и печати, независимость личности, публичность действий власти, гласность судопроизводства. При этом они отрицательно относились к применению революционного насилия для изменения строя, выступали за осуществление реформ государством (многие западники были монархистами), не принимали идеи патриархального единства крестьян и помещиков, а также государственного патернализма по отношению к подданным.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot