Святая инквизиция — это ряд учреждений Католической церкви, созданных для борьбы с ересью.
Первое аутодафе
15 ноября 1573 года в Лиме — столице вице-королевства Перу — состоялось первое официальное аутодафе Испанской Америки.
По решению инквизиционного трибунала, возглавляемого доминиканским монахом Серваном де Сересуэлой, различным наказаниям подверглись отступники от католической веры: корсиканец Жан-Батист за принадлежность к «лютеранству» получил двести ударов плетьми и был осужден к пожизненной работе на галерах; француз Жан де Леон за то же преступление осужден на шесть лет заключения; севильская женщина Инес де Лос Анхелес получила за двоемужество 100 ударов, а Педро Санчес за двоеженство получил 200 ударов и три года на галерах; Андрес де Кампос, родом из Кито, за разглашение сведений о деятельности инквизиции получил 100 ударов. 45-летний севилец Матео Саладо за обвинение священников и монахов в развратной жизни и продажности, за утверждение, что работорговцам уготовано место в аду, был отлучен от церкви и сожжению на костре. Аутодафе произошло в присутствии колониальных властей
Инквизиция во время конкисты
Инквизиция в Латинской Америке продолжала испанскую, созданную в виде отдельного трибунала в 1483 году под названием Совета верховной и всеобщей инквизиции.
С завоеванием земель в Америке и образованием колониальной власти в Новом Свете начинает деятельность и инквизиция. Вначале полномочиями инквизиции наделялись монахи, сопровождавшие конкистадоров. 7 января 1519 года генеральный испанский инквизитор Алонсо Манрике уполномочил епископа Алонсо Монсо и доминиканского монаха Педро де Кордобу выполнять обязанности инквизиторов во всех поселениях и островах Америки, поручив им назначать приставов, следователей, нотариусов и прочих необходимых для «святого дела» чиновников.
С расширением испанских завоеваний в Новом Свете, создавались административные единицы и новые епархии, их руководители наделялись правами инквизиторов.
Инквизиторы в «Западной Индии» в первую очередь боролись с «новыми христианами», которые, несмотря на запрет, переселялись за океан в надежде укрыться от преследований инквизиции. Вылавливанию и наказанию «врагов католической веры» уделялось первостепенное внимание инквизиторов. Инквизиция стремилась выловить сторонников гуманизма, осуждавших жестокости колонизаторов и образ жизни духовенства.
Наконец, инквизицией вылавливались богохульники, приверженцы магии, колдовства, оккультизма, двоеженцы, читатели запрещенных книг.
Инквизиторы в Новом Свете столкнулись с неожиданной проблемой: считать ли индейцев грешниками или младенцами? А может, они не были людьми, хотя и походили на них?
В 1537 году папа римский формально признал индейцев людьми. Индейцы к тому времени уже были порабощены и обращены в христианство. Церковники с начала конкисты принимали активное участие в казнях индейцев, отказывавшихся перейти в христианскую веру.
«Примитивная» инквизиция
Первый этап инквизиции в Испанской Америке охватывает годы от открытия новых земель до создания официальных трибуналов инквизиции 25 января 1569 года. На начальном этапе инквизиции обязанности инквизиторов выполняли епископы и представители орденов. Второй этап продлился до ликвидации трибуналов инквизиции в начале XIX века.
Для начального периода характерно преследование индейцев за отступничество и ересь. Инквизиционные процессы начались после завершения конкисты. Первая известная жертва индеец Мигель из Акольуакана был арестован в 1522 году по обвинению в отступничестве. Не сохранилось свидетельств о его наказании.
Первым инквизитором стал доминиканец Хуан де Сумаррага, подвизавшийся в этом качестве в 1535-1548 годах. По его указанию вице-король Новой Испании Антонио де Мендоса обнародовал указ, угрожавший повинным в отступничестве индейцам расправой. Этот указ дал «юридические» основания Сумарраге чинить над индейцами суд и расправу, за отступление или отречение от католичества.
Наделенные инквизиторскими полномочиями церковники в XVI веке истребили тысячи обвиненных в отступничестве американских аборигенов.
Массовые расправы над индейцами навели власти на мысль, что дело может дойти до истребления подданных короля, что уже произошло на Антильских островах. Из этих соображений, декрет Филиппа II от 23 февраля 1575 года лишил инквизицию прав привлекать индейцев к суду за преступления против католической веры.
Интерес инквизиции не привлекали негры-рабы, которых с XVI века ввозили из Африки. Мало интересовали инквизицию и свободные негры, мулаты и самбо. Большинство были слугами испанцев и креолов и не имели состояния, которым инквизиция могла бы воспользоваться. Основным объектом преследования оставались «новые христиане» и проникнувшие в колонии иностранцы, пираты, попадавшие в руки испанских властей, и заподозренные в ереси испанцы и креолы.
Первым сожженным на костре «новым христианином» был нотариус Алонсо де Эскаланте, живший на Кубе. Его осудил епископ Монсо в 1523 году.
Учреждение инквизиционного трибунала и отмена инквизиции
«Примитивная» инквизиция не могла преследовать крамолу в масштабах, подобных Испании. Епископы и руководители монашеских орденов в Америке в начале XVI века не имели ни средств, ни авторитета. Конкистадоры, поселенцы, священники и монахи думали лишь о том, как быстрее обогатиться. Они не считались с королевскими указами, чиновниками, церковными канонами и запретами. Стремясь укрепить собственный авторитет вице-короли и епископы непрестанно слали королю послания с просьбой учредить в колониях официальный инквизиционный трибунал, чтобы навести порядок.
Такие призывы не оставили короля равнодушным. 25 января 1569 года Филипп II издал декрет, учреждавший в Западных Индиях трибунал инквизиции.
Инквизиция получила над всеми чиновниками и учреждениями колоний неограниченные права и власть.
На основании декрета генеральный инквизитор кардинал Диего де Эспиноса учредил в американских владениях два трибунала: в Лиме и Мехико; в 1610 году был создан трибунал в Картахене. Юрисдикция трибунала в Лиме распространялась на Чили, Парагвай и Ла-Плату, в Картахене — на антильские владения и Новую Гранаду, а в Мехико — на Новую Испанию и Гватемалу. Каждый возглавляли два инквизитора с персоналом следователей, приставов, писарей, палачей, прошедших предварительную проверку на предмет выяснения «чистоты крови» и принадлежности к «старым христианам».
Процедура действий инквизиции в колониях не отличалась от процедур в Испании. Основой служил донос. Затем о подозреваемом собирались показания свидетелей или иные материалы. Свидетелей предупреждали, что за разглашение тайны их ждет кара. Имена свидетелей не сообщали заключенному, очных ставок не устраивали. Арестованный помещался в каземат инквизиционной тюрьмы, где он содержался в изоляции до вынесения приговора.
Инквизиция не только убивала людей, она их грабила. Арест сопровождался конфискацией всего имущества обвиняемых, при этом их должники были обязаны уплатить инквизиции задолженные суммы. Разумеется, долги жертв инквизицией не оплачивались. После приговора состояние осужденного конфисковали в пользу инквизиции. Осужденный был вынужден оплачивать издержки процесса. Добытыми богатствами инквизиторы распоряжались по собственному усмотрению: спекулировали, приобретали недвижимость, поместья, ценные вещи. Из этих же фондов выплачивалось жалованье чиновникам трибунала.
В XVIII веке деятельность инквизиции была направлена на искоренение политических ересей — приверженцев энциклопедистов и Великой французской революции и сторонников независимости колоний.
В 1826 году все испанские колонии добились независимости. Одним из актов учрежденных правительств была ликвидация инквизиционных трибуналов.