Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методологические основы формирования и виды инновационных стратегий

Методические основы разработки инновационной стратегии

Инновационная стратегия – это направление внедрения новшества, включающее определенные способы инновационного развития, ориентиры технологического развития и достижения определенных целей внедрения инноваций в конкретную сферу деятельности.

Разработка инновационной стратегии зависит от воздействия ряда факторов. Каждый из них играет определенную роль в осуществление направлений инновационного развития и их результативности.

В основе разработки инновационной стратегии лежит принцип комплексности. Он означает учет всех факторов воздействия, осуществление расчета различных показателей эффективности инноваций, инновационных разработок и применение различных методик разработки стратегии. Возможна, даже, разработка собственного метода, который базируется на совокупности черт нескольких методик.

Основными факторами, от которых зависит выбор инновационной стратегии, являются:

  1. Инвестиционный потенциал конкретной организации, отрасли, региона или национального хозяйства в целом.
  2. Положение на отдельно взятом рынке. Оцениваются рыночные позиции, конкурентные преимущества, возможности занятия лидирующих позиций на рынке, выхода на определенный уровень, занятие конкретной рыночной ниши и продвижение в ее рамках.
  3. Специфика инновационных ориентиров развития. Здесь рассматривается создание нового продукта или разработка новой технологии, усовершенствование или модификация существующего продукта, разработка новых подходов в управлении, маркетинге и т. д.
  4. Маркетинговый потенциал хозяйствующего субъекта. Он отражает возможности продвижения нового продукта или услуги.
  5. Динамика спроса потребителей и их покупательская способность.
  6. Уровень инновационного риска. Он является уникальным для каждого конкретного хозяйствующего субъекта. Риски от конкретной инновационной стратегии для одной компании приемлемы, в то же время для другого предприятия недопустимы.
«Методологические основы формирования и виды инновационных стратегий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методология разработки инновационной стратегии включает в себя и наличие алгоритма действий. Этот алгоритм представляет собой последовательность шагов, этапов, операций.

Этапы разработки инновационной стратегии

Разработка инновационной стратегии включает в себя следующую последовательность действий:

  1. Определение сроков реализации стратегии. Определяется период, в течение которого будет реализовываться данная стратегия. Период должен отвечать актуальности данной стратегии, ее применения.
  2. Проведение анализа внешней среды. Здесь, проводится оценка воздействия различных условий, показателей внешнего окружения. Анализ включает и изучение конкурентов, их стратегий и ориентиров развития, а также, прогнозов макроэкономической динамики.
  3. Проведение SWOT-анализа. Он ориентирован на выявление положительных и отрицательных факторов, возможностей и угроз развития конкретного субъекта, который разрабатывает инновационную стратегию.
  4. Проведение комплексной оценки стратегической инновационной позиции конкретного субъекта экономики. Она предполагает выявление реальных возможностей инновационного развития и определение его перспектив. Здесь, проводится анализ жизненного цикла, определяется ресурсная обеспеченность, возможности использования определенных ресурсов и т. д.
  5. Постановка целевых ориентиров инновационного развития. На основании цели разрабатываются и тактические мероприятия, т. е. определяются задачи инновационного развития. Целевые ориентиры требуют четкости и конкретизации.
  6. Формирование нормативной базы инновационной стратегии.
  7. Принятие стратегических инновационных решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов инвестиционной деятельности, определяются главные стратегии инвестиционного развития предприятия в разрезе отдельных областей.
  8. Оценка эффективности разработанной стратегии. Она реализуется на основании конкретных показателей, которые носят исключительный характер для каждого хозяйствующего субъекта, т. е. разрабатываются им, исходя из особенностей деятельности и ее инновационных параметров.
  9. Создание условия для реализации стратегии. Здесь, предполагается разработка инновационной инфраструктуры и адаптация условий, в которых она будет реализовываться к ее ориентирам.
  10. Контрольные мероприятия по реализации стратегии. Разрабатывается система контроллинга практического воплощения стратегических ориентиров.

Разновидности инновационных стратегий

Выделяют следующие виды инновационных стратегий:

  1. Оборонительная или защитная инновационная стратегия. Она ориентирована на снижение рисков при реализации конкретного инновационного проекта. Актуальна для применения на небольших предприятиях, которые не имеют весомой роли на рынке и не обладают большими ресурсными возможностями.
  2. Наступательная стратегия. Она связана с выбором методов конкурентной борьбы за счет вывода на рынок нового продукта или услуги. Стратегия предполагает крупные капитальные вложения. Актуальна в применении в случаях наличия ресурсов, возможностей поиска источников финансирования проекта. Она сопряжена с большими рисками, в то же время обеспечивает наибольшую отдачу от вложений. Применяется, как правило, крупными корпорациями. Иногда используется небольшими фирмами при выходе на рынок и стремлении занять устойчивые позиции в его рамках.
  3. Промежуточная стратегия. Этот вид стратегии основывается на отказе некоторых фирм от конкуренции с большими компаниями в выпуске определенного вида продукции. Они ориентируются на определенный круг потребителей инновационной продукции.
  4. Разбойничья стратегию. Она предполагает создание уникального торгового предложения т.е. выхода на рынок с абсолютно новым продуктом или уникальной услугой. Использование стратегии позволяет нарушить рыночные позиции продавцов, приводит к обрушению рынка существующих товаров. Актуальна для организаций, которые стремятся к завоеванию новых рыночных ниш.
  5. Имитационная стратегия. Она опирается на применение чужих разработок, выпуск продукции, сходной по свойствам с определенной инновационной, которая уже имеется на рынке. Происходит доработка идей, дополнение существующих разработок.
  6. Поглощающая стратегия. Она предполагает поглощение компаний, которые владеют определенными технологиями и разработками инновационного характера. Как правила происходит поглощение крупными компаниями мелких, которые не имеют ресурсов для воплощения своих разработок.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 01.01.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot