Расходы государственных и муниципальных предприятий – это затраты на финансирование текущей деятельности предприятий и организаций государственной и муниципальной собственности, а также осуществление капитальных вложений.
Правовые основы организации расходов государственных и муниципальных предприятий
Государственные и муниципальные предприятия представляют собой хозяйствующие субъекты, созданные органами государственного и муниципального управления для осуществления хозяйственной деятельности, обеспечивающие пополнение бюджетов различных уровней и удовлетворение тех или иных потребностей населения.
Государственные и муниципальные предприятия достаточно самостоятельны в осуществлении своей деятельности, однако финансируются за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Это накладывает ограничения на процесс организации расходов государственных и муниципальных предприятий, которые необходимо учитывать при осуществлении их деятельности.
При организации расходов государственных и муниципальных предприятий особое внимание уделяется нормативному регулированию этого процесса.
Порядок организация расходов государственных и муниципальных предприятий определяется Бюджетным кодексом России, в частности, главой 10. Источником финансирования функционирования государственных и муниципальных предприятий выступают средства, которые выделяются государственным и муниципальным предприятиям для выполнения государственных и муниципальных заданий. В свою очередь, порядок формирования государственных и муниципальных заданий регулируется Постановлением правительства Российской Федерации № 640. На размер субсидий, выделяемых государственным и муниципальным предприятиям, определяемым нормативным методом влияют следующие факторы:
- во-первых, порядок оказания государственных и муниципальных услуг;
- во-вторых, особенности содержания особо ценного движимого и недвижимого имущества;
- в-третьих, уплата имущественных и земельных налогов.
На практике не применяется единый порядок формирования нормативных затрат государственных и муниципальных предприятий. Такой порядок определяется каждым органом государственного и муниципального управления, выступающим в качестве учредителя государственного или муниципального предприятия.
При осуществлении расходов государственных и муниципальных предприятиями, являющихся получателями субсидии, необходимо использовать план финансово-хозяйственной деятельности. Требования к утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности установлены Приказом Минфина № 186н.
Также на порядок организации расходов государственных и муниципальных предприятий оказывают влияние такие нормативные акты как Федеральный закон «О бухгалтерском учете», различные инструкции, федеральные стандарты, приказы о порядке формирования бюджетной классификации и так далее.
Направления расходования средств государственными и муниципальными предприятиями
Государственные муниципальные предприятия имеют утвержденные направления расходования средств, включаемые в план финансово-хозяйственной деятельности. К числу таких направлений относятся следующие:
- во-первых, оплата труда;
- во-вторых, отчисления на социальные нужды, исчисляемые по установленным тарифам от расходов на оплату труда;
- в-третьих, социальное обеспечение и другие выплаты, которые возникают в процессе трудовой деятельности;
- в-четвертых, средства, направляемые на уплату имущественных, земельных, транспортных и иных налогов;
- в-пятых, перечисление безвозмездного характера организациям и физическим лицам;
- в-шестых, затраты на закупку работ, товаров и услуг.
Государственные муниципальные учреждения могут приобретать услуги следующего содержания:
- услуги связи;
- транспортные услуги;
- услуги коммунального обслуживания;
- услуги предоставления имущества в аренду;
- услуги на содержание имущества государственных и муниципальных предприятий;
- иные услуги, к числу которых можно отнести услуги, обеспечивающие рост квалификации персонала, страхование, проведение медицинских осмотров и так далее.
Средства государственных и муниципальных предприятий могут использоваться для приобретения материальных запасов недвижимого имущества в виде оборудования, транспортных средств, хозяйственного и производственного инвентаря и так далее. Расходы капитального характера, то есть на осуществление строительства или приобретения объектов недвижимого имущества, осуществляются за счет субсидий соответствующего характера. Учредители государственных и муниципальных предприятий также могут выделять субсидии на другие цели. Примером таких субсидий могут являться средства на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включаемой в программу обязательного медицинского страхования.
Планирование расходов государственных и муниципальных предприятий
Государственные и муниципальные предприятия отражают свои расходы на текущий финансовый год и плановый период в плане финансово-хозяйственной деятельности. Планирование расходов государственных и муниципальных предприятий осуществляется в разрезе следующих этапов:
- этап определения показателей, характеризующих проект, формирование проекта;
- этап представления проекта на рассмотрение учредителей, корректировка проекта;
- этап утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
В нормативной документации отсутствует требования о необходимости соответствия плановых расходов в объемах и направлениях нормативным затратам, принимаемым в расчет при определении субсидии. Таким образом, законодательство допускает превышение фактических затрат над нормативными в пределах размера субсидии.