Государственная управленческая деятельность – это деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению управленческих решений во благо общества и укрепления государства.
Сущность многокритериального выбора
Государственное управление, реализуемое через систему государственной управленческой деятельности, стремится к решению проблемы государственного управления с максимальным эффектом и минимальными затратами, то есть эффективно.
Задача органов государственной власти и их должностных лиц состоит в выборе лучшего управленческого решения из возможных. Для этого необходимо четко сформулировать критерии оценки этого решения. У каждой цели должен быть соответствующий критерии. К примеру, в том случае, когда цель состоит в определении экономической доступности жилья, в качестве критерия можно использовать его цену.
Критерии оценки характеризуются следующим образом:
- во-первых, необходимо достижение соответствия каждого критерия определенной цели;
- во-вторых, критерии могут носить не только экономический, но и любой другой характер, включая оценку степени риска;
- в-третьих, формулировка критерия может иметь не только количественную характеристику, но и описательный характер;
- в-четвертых, характеристикой набора критериев должна выступать его полнота;
- в-пятых, каждый критерий должен быть обеспечен соответствующим ответом, туманность критериев не допускается;
- в-шестых, в случае невозможности получения объективной оценки критерия, допускается субъективная или экспертная оценка в соответствии с заранее оговоренными условиями.
Цели государственной управленческой деятельности зачастую формируют определенное «дерево целей», что делает целесообразным формирование «дерева критериев оценки». В результате критерии выстраиваются в многоуровневую систему, в рамках которой осуществляется расчет значений критериев более высокого ранга только при условии расчета критериев более низких рангов.
При наличии множества критериев существует проблема выбора лучшего управленческого решения. Как следствие, необходимо осуществление выбора единого критерия, учитывающего все важные факторы.
Обобщение критериев осуществляется с помощью одного из 3 основных способов:
- во-первых, использование критериев в качестве лимитов или ограничений;
- во-вторых, агрегирование показателей;
- в-третьих, использование количественного учета показателей.
В первом случае происходит отсечение тех вариантов решений, которые не отвечают лимитированному критерию, что, в свою очередь, обеспечивает автоматическое исключение критерия. Во втором случае уменьшение количества критериев обеспечивается посредством введения меньшего числа новых, которые учитывают исходные критерии в совокупности. В третьем случае уменьшение количества критериев обеспечивается за счет выявления их важности, проведения количественной оценки.
Оценочные системы государственной управленческой деятельности
При оценке государственной управленческой деятельности часто используются критерии, выразить которые можно только посредством специально разработанных вербально-числовых шкал. Применение этих шкал осуществляется, как правило, тогда, когда оценка критерия имеет субъективный характер. Вербально-числовая шкала для оценки государственной управленческой деятельности включает в себя:
- во-первых, описание содержания градаций шкалы;
- во-вторых, числовые значения, которые соответствуют каждой градации шкалы.
Шкала может быть количественной или качественной.
Качественная шкала используется для получения значений критериев, имеющих количественное выражение. Например, критерии качественной шкалы могут быть выражены такими категориями, характеризующими выбор, как «очень высокая», «высокая», «средняя», «низкая», «очень низкая». Однако существование других качественных критериев без количественной оценки невозможно, поэтому каждый критерий наполняется определенным количественным диапазоном, характеризующим его уровень в общей оценке.
Для оценки государственной управленческой деятельности применяется экспертный метод, в основе которого находится ряд критериев. К числу этих критериев можно отнести следующие:
- во-первых, полнота. Объективность экспертной оценки обусловлена наличием такого набора критериев, которые позволяют дать адекватную оценку либо определенному объекту государственного управления, либо степени достижения целей государственного развития. При этом набор критериев должен включать в себя такой перечень этих критериев, который позволяет охарактеризовать все существенные аспекты оценки системы государственной управленческой деятельности. Получение оценочных значений по каждому критерию в совокупности позволяет получить сравнительную оценку любого управленческого процесса;
- во-вторых, оперативность или действенность. Критерии оценки должны способствовать разработке и принятию эффективных государственных решений, характеризующих значимые аспекты анализируемых процессов и ситуаций;
- в-третьих, разложимость. Этот принцип отражает простоту оценки при условии небольшого количества критериев. Оптимальным числом критериев является 7, в случае превышения указанного числа необходимо выделить в составе критериев мелкие группы, повышающие удобство работы с ними путем одновременной обработки;
- в-четвертых, неизбыточность. Критерии должны отвечать требованиям неизбыточности, что позволяет избегать дублирования в оценке процесса или ситуации. Возникновение избыточности обусловлено одновременным рассмотрением критериев, выступающих характеристикой полученных результатов;
- в-пятых, минимальная размерность. Сущность этого принципа состоит в необходимости избегать излишней громоздкости оценочной процедуры. Оценке подлежат только значимые критерии.
Решение стратегических задач государственного управления невозможно без оценки государственной управленческой деятельности.