Текущее состояние вопроса, связанного с эффективностью общественного сектора экономики
В настоящее время актуальными вопросами развития общественного сектора экономики являются вопросы эффективности управления, её повышения и оценки. Однако стоит отметить, что до сих пор в общественном секторе (то есть совокупности экономических отношений по мобилизации и использованию ресурсов государством) так и не принято одной и единой трактовки понятия экономической эффективности. Кроме того, не определены её разновидности, объём и структура.
В научном и экспертном сообществах предполагается, что система показателей, по которым можно охарактеризовать эффективность управленческой деятельности, должна быть единой и строится на одних и тех же методологических принципах расчета как в производственном, так и в социальном секторах. Однако в социальном секторе отсутствует коммерческий эффект как таковой, что значительным образом осложняет оценку экономической деятельности аналогично процедурам, присущим бизнес-планированию.
Чтобы повысить качество управления в общественном секторе экономики, необходимо создать стройную концепцию эффективности, в основе которой будут лежать критерии, показатели и направления её оценки. На сегодняшний день показатели эффективности, закрепленные действующими нормативно-правовыми актами, характеризуют экономическую деятельность государства только в бюджетном (то есть общественном) секторе экономики, а в корпоративном – нет.
Как правило, оценка эффективности сводится к определению значений основных показателей по каждому региону и муниципальному образованию и их последующему сравнению со средним значением по всей стране. Это сравнение осуществляется периодически на постоянной основе, что позволяет идентифицировать главные тенденции развития общественного сектора экономики страны, рассматривая его в динамике.
Суть подхода к определению экономической эффективности в общественном секторе
Анализ научной литературы и нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод о том, что эффективность общественного сектора экономики в самом общем виде можно представить следующим образом.
Экономическая эффективность общественного сектора представляет собой уровень качества взаимодействия государства и других экономических субъектов, который можно выразить в виде соотношения результатов и затрат, образуемых в процессе достижения целей и решения задач общественного и территориального развития.
Универсальными критериями экономической эффективности, которая имеет тройственную сущность и позволяет оценить процесс бюджетного планирования, являются следующие показатели:
- результативность бюджетного планирования, которая представляет собой степень соответствия фактических (конечных) результатов деятельности субъектов бюджетного планирования по каждому направлению запланированным и утвержденным заранее результатам;
- экономичность бюджетного планирования, которая представляет собой достижение субъектом бюджетного планирования заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств;
- продуктивность бюджетного планирования, которая представляет собой физический объем выпуска продукции и оказания услуг в соотношении с аккумулированными и использованными ради этого ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми).
Из этих трёх составляющих должна складываться общая эффективность общественного сектора экономики. В частности, бюджетного планирования, которое можно рассматривать как основную часть экономической деятельности государства (мобилизация ресурсов в виде налогов, получение прибыли от коммерческой деятельности, расходование средств на закупку товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение деятельности бюджетных организаций и т.д.).
Экономическая деятельность может принимать различные формы. Поэтому целесообразно выделять соответствующие им разновидности эффективности общественного сектора. Прежде всего, необходимо говорить о выделении бюджетной эффективности, которая демонстрирует, каким образом государственные органы привлекают и распоряжаются ресурсами в рамках бюджетного процесса.
Государство может выступать в лице собственников коммерческих организаций (предприятий). В этом случае необходимо определять коммерческую эффективность общественного сектора. Её оценка во многом схожа с аналогичной процедурой в корпоративном секторе, но нужно принимать во внимание особенности функционирования подобных организаций – специфичность выпускаемой продукции, финансирования деятельности и т.д.
Некоторые авторы предлагают отдельно рассматривать организационно-техническую эффективность общественного сектора. С её помощью характеризуют то, каким образом организован общественный сектор, насколько оптимально действуют государственные органы и насколько полно обеспечена их деятельность.
Таким образом, в результате оценки эффективности общественного сектора могут быть получены несколько разнородных показателей. Зачастую их обобщают для получения одного интегрированного показателя, который бы характеризовал эффективность всего общественного сектора целиком. Его, можно назвать «качество жизни населения», поскольку именно на его повышение направлена вся деятельность государства.