Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Маржинализм и теория потребительского поведения

Поведение потребителя в экономике

Определение 1

Поведение потребителя – это набор реакций и действий, выполняемых домашними хозяйствами и субъектами экономики, при осуществлении купли-продажи, участии в экономических отношениях.

Поведение потребителей стало изучаться в середине двадцатого века. Оно выделилось в отдельную прикладную дисциплину в рамках маркетингового знания. По сути, это междисциплинарная социальная наука, которая сочетает в себе знания из:

  • психологии;
  • социальной антропологии;
  • социологии;
  • этнографии;
  • маркетинга;
  • антропологии;
  • поведенческой экономики.

Дисциплина исследует психологические факторы, которые определяют поведение покупателей. Исследованию подвергается каждое действие от принятия решения о покупке и до проведения утилизации после ее совершения. Считается, что на поведение потребителей влияют люди, причастные к формированию бренда. Однако, поведение домашних хозяйств очень сложно предсказать, даже специалистам, имеющим обширный долгосрочный опыт работы в области маркетинговых исследований. Появление методов, основанных на нейробиологии и этногеографии дает возможность рассмотреть проблему под новым углом.

Одним из средств изучения поведения потребителей стали программные продукты, собирающие данные о покупателях. Они аккумулируют информацию, которая позволяет провести детализированный анализ всех сторон поведения покупателей. Далее предпринимателем вырабатывается стратегия продвижения или сбыта продукции и услуг с учетом особенностей своих клиентов. Наличие подобных баз данных позволяет сегментировать рынок, выработать персонализированный подход к каждому покупателю.

Замечание 1

Потребительское поведение является определяющим фактором рыночного предложения. Невостребованный продукт не сможет принести прибыль, то есть быть коммерчески выгодным производителю. Поэтому большие финансовые средства вкладываются крупными корпорациями и предприятиями в исследование поведения покупателей с целью управления их вниманием и формирования потребности в приобретении создаваемых благ.

Маржинализм

Маржинализм является одним из направлений экономической теории, которое занимается анализом данных на основе предельных значений. Основная его цель – максимизация собственного удовлетворения субъекта экономики. Это направление возникло в семидесятые годы девятнадцатого века. У его истоков стояли Мегнер, Вальрас и Джевонс. Проблемой, которая потребовала появления маржинализма, стала необходимость распределения производственных услуг таким образом, чтобы получить оптимальный коммерческий результат в условиях конкурентной борьбы. Необходимость возникла по причине быстрого развития прикладных наук и промышленности.

«Маржинализм и теория потребительского поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Отличительными особенностями маржинализма называют:

  1. Применение предельных величин.
  2. Субъективный подход к исследованию.
  3. Рациональность поведения домашнего хозяйства.
  4. Исследование основывается на изучении редких ресурсов в момент времени.
  5. Сфера производства не является приоритетной.
  6. Рыночная экономика равновесна.

Предельные величины лежат в основе количественного анализа. Маржинализм позволяет рассчитать предельную полезность, производительность, издержки, доход, норму замещения, а также предельную эффективность капитала. Теория маржинализма использует методику количественной оценки, математического аппарата. С ее помощью создаются экономические модели, формализующие процессы и явления, а также анализируется спрос.

Маржинализм позволяет рассчитать предельную полезность, которая характеризует причины поведения покупателя при получении выгоды от каждой дополнительной единицы блага. Показатель предельной полезности рассчитывается, как частное от деления функции полезности и количества потребляемого блага. Принцип полезности сводится к тому, что ценность блага можно исследовать только по предельному экземпляру, который сможет удовлетворить возникшую потребность.

Теория потребительского поведения

Под потребителем понимается экономический субъект, который самостоятельно принимает решение относительно покупки. Его цель – удовлетворение потребностей или получение иной выгоды. Потребность описывает состояние неудовлетворенности, из которого домашнее хозяйство стремится выйти. Теория потребительского выбора рассматривает рыночное поведение покупателей. Она раскрывает структуру взаимодействия предложения и спроса. При этом учитывается, что совокупный спрос состоит из множества решений отдельных потребителей.

Экономическая теория исследует поведение потребителей с помощью двух методов:

  1. Предельная полезность или кардиналистский подход.
  2. Кривые безразличия или ординалистская теория.

Полезность выражается в способности товаров и услуг удовлетворять потребности покупателя. Она может быть общей и предельной. Общая равна сумме всех полезностей. Общая полезность снижается, если величина предельной полезности уменьшается, что видно на рисунке:

Зависимость общей полезности от предельной полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Зависимость общей полезности от предельной полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По мере насыщения потребностей, покупатель приобретает все меньше единиц блага. Поэтому производителю приходится снижать стоимость, чтобы активировать покупательский интерес.

Потребитель может следовать принципу рационального распределения дохода, чтобы получить полезность от каждой вложенной денежной единицы. То есть, покупатель формирует спрос до тех пор, пока предельная полезность расходов на одну единицу товара не совпадет с предельной полезностью расходов на другую единицу товара. При этом потребитель руководствуется уровнем своего дохода, ценами на товары-заменители, свои вкусы.

Потребитель ограничен в своих доходах и выборе. Он стремится максимизировать полезность приобретаемого набора. Чтобы покупаемый набор соответствовал требованиям домашнего хозяйства, он должен находится в пределах его бюджетных ограничений, а предельная полезность набора на одну денежную единицу должна совпадать. Если доход покупателя растет или цена на благо снижается, то потребитель может предъявить повышенный спрос на товар. Повышение цен вызовет обратную реакцию. Как правило, потребитель стремится заменить относительно подорожавшие блага относительно подешевевшими.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot