Планета Нептун

Нептун – это восьмая планета на окраине Солнечной системы и принадлежит она к типу планет-гигантов.

Нептун является первой планетой, которую удалось открыть не при помощи наблюдения в астрономические приборы, а при помощи теоретических математических вычислений.

С Земли Нептун, можно, разглядеть лишь при помощи хорошего бинокля, и то он будет выглядеть как слабая звездочка. Причиной этому является большая удаленность планеты-гиганта от Солнца и соответственно слабая его освещенность. Так, к примеру, освещенность на Нептуне в 900 раз меньше чем на нашей планете Земля.

Открытие планеты

Планета Нептун была открыта в 1846 году. Это было сделано почти одновременно двумя учеными при помощи математических вычислений. Новую планету обнаружили английский учёный Дж. К. Адамс и французский специалист Леверье, а в том же 1846 году немецкий астроном Галле подтвердил их открытие, рассмотрев неизвестную до того планету Солнечной системы через телескоп Берлинской обсерватории.

Именем новой планеты стало имя римского бога Нептуна, хозяина морей и океанов. Между прочим, такое имя из римской мифологии посоветовал дать открытой планете русский ученый астроном и директор Пулковской обсерватории Василий Струве.

Орбита Нептуна

Нептун, после того как Плутон был исключен из числа планет Солнечной системы в 2006 году, остается самой удаленной из них.

Так, средняя величина расстояния от Нептуна до Солнца согласно подсчётам составляет 4, 55 миллиардов километров. Или же равняется 30,1 а. е. (астрономической единице), то есть 30,1 среднему расстоянию между Солнцем и Землёй. Между Землёй и Нептуном расстояние равно примерно цифре от 4,3 до 4,6 млрд. км.

Оборот Нептуна вокруг Солнца равен 164,79 годам. Отметим, что 12 июля 2011 года планета завершила свой первый полный оборот с момента открытия в 1846 году.

Эллиптическая орбита Нептуна является наклоненной на 1,77° относительно орбиты нашей планеты.

«Планета Нептун» 👇

Нептун имеет схожий с Землей и Марсом угол наклона оси -— 28,32°. Эта особенность привела к похожим сезонным изменениям на Нептуне, но из-за длинного периода обращения вокруг Солнца такие сезоны длятся приблизительно по сорок лет.

Нептун совершает оборот вокруг своей оси примерно за 16 часов.

Нептун из-за отсутствия твёрдой поверхности имеет атмосферу, которой свойственно дифференциальное вращение. В результате разные зоны атмосферы вращаются с различной скоростью. Так, широкая экваториальная зона вращается с приблизительным периодом в 18 часов. Этот показатель является более медленным, чем часовое вращение магнитного поля планеты равное 16,1 часу.

В свою очередь полярные области Нептуна вращаются с периодом в 12 часов. Специфика такого вращения приводит к явлению сильного широтного сдвига ветров. Изо всех планет Солнечной системы данная особенность вращения Нептуна наиболее ярко выражена у этой, самой дальней планеты –гиганта.

Физические характеристики

Радиус экватора Нептуна равен почти 25 тысячам километров. Этот показатель является в 4 раза больше экваториального радиуса Земли.

Нептун по своим свойствам является промежуточным звеном между планетами газовыми гигантами и Землёй. При этом, стоит отметить, что планеты Нептун и Уран, зачастую классифицируют как подкласс газовых гигантов. Их ещё называют ледяными гигантами, что связано с меньшим размером, и другим составом, особенностью которого является более низкое содержание летучих веществ.

Строение Нептуна.

Нептун имеет массу, превышающую земную в 17 раз. Но при этом его масса от массы самой большой планеты Юпитера составляет лишь 1/9.

Согласно расчетам Нептун имеет твердое ядро. Масса этого ядра сопоставима с массой земного. Считается, что ядро Нептуна тяжелее земного в 1,2 раза. В состав его входит:

• железо,
  • силикаты,
  • никель.

Ядро Нептуна имеет температуру, возможно около 5 тысяч К, однако, из-за высокого давления поверхность планеты не тает.

Атмосфера Нептуна.

Основными элементами атмосферы Нептуна являются такие газы как водород, имеющий 82% в атмосфере, гелий который составляет 15% и метан с его небольшим, в 1%, вкладом в атмосферу планеты.

Такой состав атмосферы является типичным для планет газовых гигантов. Температура, которая бывает на условной поверхности планеты, составляет минус 220 градусов по Цельсию.

При анализе данных отмечены в нижних слоях атмосферы облака, которые образованы такими веществами, как кристаллами аммония, сероводородом, аммиаком или сульфидом аммония.

Согласно одной из версий в результате текущих реакций именно эти вещества создают вокруг планеты некое голубое свечение.

Также есть версия о некоем неизвестном исследователям веществе, которое создает подобное свечение на планете.

Средняя скорость ветра на Нептуне равна 1000 км/ч, при этом при ураганах порывы могут достигать значения до 2400 км/ч.

Атмосферные явления на Нептуне.

В 1989 году космический аппарат НАСА «Вояджер-2», пролетавший мимо Нептуна предоставил данные о наличии на планете Большого Темного Пятна. Этим пятном оказался атмосферный шторм, напоминавший Большое красное пятно на Юпитере.

Но время наблюдения за Нептуном космического телескопа «Хаббл» 2 ноября 1994 года это «родимое пятно» Нептуна не было обнаружено на прежнем месте. Зато было найдено новое похожее атмосферное явление в северном полушарии планеты. Впоследствии удалось обнаружить ещё ряд «тёмных пятен» на планете.

Следует сказать, что темные пятна продолжают существовать как атмосферные циклоны даже когда теряют свой темный цвет. Кроме того, темные пятна могут при слишком близком приближении к экватору рассеиваться, но возможно здесь действует какой –то иной механизм.

Отметим, что в 2017 году американским астрономам, с помощью телескопа, установленного на Гавайях, удалось сфотографировать вблизи экватора на Нептуне ураган, имевший размер сопоставимый с ¾ диаметра нашей планеты.

Спутники Нептуна

В настоящий момент известно о 14 спутниках Нептуна.

Самым большим из спутников является Тритон. Он был открыт через месяц после открытия Нептуна. Масса Тритона составляет 99% от массы всех остальных спутников Нептуна. Тритон является вторым спутником в солнечной системе (первый – Титан), который имеет собственную атмосферу.

Возможно, что Тритон, был захвачен из так называемого пояса Койпера.

Поясом Койпера называют область которая заполнена космическими объектами, размеры которых сопоставимы с небольшим спутником.

Кольца Нептуна

Нептун обладает и своей кольцевой системой. Первое кольцо на дальней планете удалось обнаружить ещё в 1968 г. астрономам во главе с Эдвардом Гвинаном. В 1989 году «Вояджер-2» получил изображение ещё нескольких колец. Кольца имеют сложную конструкцию и состоят из отдельных дужек, которые по неясным причинам не сливаются в единое кольцо.

Возможной причиной является воздействие гравитации ещё не открытых спутников Нептуна.

Дата последнего обновления статьи: 16.10.2023