Планета Марс

Одной из наиболее известных планет Солнечной системы является планета Марс.

Марс является четвертой планетой от нашей звезды Солнце, своё название он получил в честь бога войны Древнего Рима – Марса.

Орбита Марса

Марс отстоит от Солнца в 1,5 раза дальше, чем наша планета. В отличие о Земли Марс совершает движение по более вытянутой орбите. Красная планета совершает полный оборот за 687 земных суток.

Отметим, что в перигелии расстояние от Солнца до Марса составляет 207 миллионов километров, а в афелии до 259 миллионов километров. Осевое вращение Марса равняется 24 часам 39 минутам и 36 секундам.

Плоскость орбит Земли и Марса практически одинакова. Астрономы выделяют такие астрономические явления как противостояние и великое противостояние Земли и Марса.

Противостояние Земли и Марса совершается, когда они каждые 780 дней оказываются на минимальном расстоянии друг от друга.

Великое противостояние происходит, когда расстояние между планетами становится менее 60 миллионов километров. Великое противостояние происходит каждые 15 – 17 лет.

Особенности Марса

На Марсе мы можем наблюдать смену времен года, однако, сезоны там длятся в два раза дольше, чем на нашей планете. Укажем также, что на Марсе в Южном и Северном его полушарии сезоны имеют разную продолжительность. Так, в Северном полушарии лето длится 177 марсианских суток, а в Южном - на 21 день меньше. Среднегодовая температура на Красной планете равняется - 60 °С или же 213 К.

Атмосфера на Марсе имеет следующий состав:

• углекислый газ, его доля составляет 95%;
  • азот - 2,5 % атмосферы;
  • аргона – его доля составляет 1,6 %.

Что касается такого важного для земной жизни газа как кислород, то его в атмосфере планеты содержится менее 0,4 %.

Атмосферное давление на Марсе в среднем у поверхности планеты в 160 раз меньше чем на Земле.

«Планета Марс » 👇

Что касается самой атмосферы, то она характеризуется как сухая, в которой практически отсутствуют водяные пары.

Равнины, которые есть на Марсе, составляют 35 % всей его поверхности. Горные хребты делят эти равнины и служат своеобразными границами между ними.

Отметим, что на Марсе исследователями было обнаружено более 70 вулканов, которые уже давно потухли и прекратили свою активность.

Остальная поверхность Марса, согласно данным наблюдений, покрыта большим количеством кратеров - следами падения астероидов и метеоритов. Указывается, что эти кратеры имеют более разрушенный вид, чем на Меркурии или Луне. А имеющиеся трещины и борозды говорят о том, что в далёком-далёком прошлом на Красной планете была вода.

На Марсе существуют полярные шапки, которые видны в сильные телескопы.

Размеры полярных шапок меняются в зависимости от сезона. Летом шапки уменьшаются, а зимой соответственно увеличиваются в размере. Эти шапки имеют многослойный состав. Верхний слой шапок имеет толщину менее одного метра и состоит из углекислоты «сухого льда». Именно за счёт этого верхнего слоя и происходят видимые изменения шапок каждый марсианский сезон. Нижний слой образован из обычного водяного льда, который имеет толщину несколько километров. Этот лёд сохраняется и в летний период. Слой этого льда носит название постоянная шапка.

Пылевые бури на Марсе могут длиться до 50 - 100 суток. Такие бури происходят, когда Марс наиболее близко подходит к Солнцу. В результате нагрева атмосферы и поверхности планеты поднимается сильный ветер, после чего и начинаются такие явления как пылевые бури.

Самой высокой горой Марса и одной из самых высоких гор во всей Солнечной системе является гора Олимп, чья высота чуть не дотягивает до 21 одного километра. Напомним, что самая высокая точка Земли - вершина горы Эверест, что в Гималаях, поднимающаяся над уровнем моря на 8 километров.

Гора Олимп. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Гора Олимп. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По мнению исследователей, гора Олимп является вулканом, который сформировался миллиарды лет назад. Однако, согласно многим найденным свидетельствам, этот объект ещё может сохранять вулканическую активность. Доказательством этому служит то, что возраст вулканической лавы не так уж и велик, что и привело специалистов к мысли о его потенциальной вулканической деятельности.

Исследование Марса

Астрономические изыскания в конце девятнадцатого века привели к сенсации, на Марсе были обнаружены некие каналы. Однако, как вскоре выяснилось, дело было в оптической иллюзии.

Наиболее подробно Красную планету изучили американские космические аппараты. Так, первым аппаратом, достигшим далёкой планеты стал «Марс -1» в 1962 году. В 1965 году другим американским аппаратом «Маринер - 4» были сделаны первые снимки поверхности Марса.

В 1971 году по фотографиям. которые сделал «Маринер - 9» в 1971 были составлены специалистами подробные карты поверхности.

В том же 1971 году уже советский аппарат «Марс -3» совершил первую мягкую посадку на Красную планету.

В последние двадцать лет наступил новый этап в исследовании Марса.

Так, в 1997 году зонд «Марс Глобал Сервейор» смог получить довольно много новой информации, своими объёмами превысившую результаты всех предыдущих изысканий.

В 2008 году был окончательно решён вопрос о наличии воды на Марсе. Это случилось в результате работы автоматической станции «Феникс», которая села на полюсе и смогла получить воду из грунта.

А в результате работы искусственного спутника «Марс – Одиссей» удалось установить, что спутник Марса, Фобос, скорее всего, является осколком самой красной планеты.

Планета Марс сыграла большую роль и в массовой культуре, поскольку ещё в девятнадцатом веке люди думали, что на Марсе есть не просто жизнь, но и своя цивилизация. Это представление нашло своё отражение в литературе.

В качестве примера здесь можно привести знаменитое произведения английского фантаста Герберта Уэллса «Война миров»; американского писателя Э. Берроуза, создателя не только цикла произведений о Тарзане, но и о приключениях Джона Картера на просторах Марса. Из отечественных авторов отметим «Аэлиту» Алексея Толстого, в которой на Красную планету высаживается десант, состоящий из учёного и красноармейца, причем последний персонаж готов помочь марсианам в построении светлого коммунистического будущего

Таким образом, исследование Марса. по сути только начинается, и впереди человечество ждут новые открытия и новые свершения.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2023