Новейшая астрономия

К новейшей астрономии можно отнести астрономию 20-го и начала нынешнего, 21-го веков.

Астрономия 20-го века

Характерной особенностью астрономии 20-го века является значительное развитие технических средств, используемых для наблюдения небесных объектов.

Появляются огромные рефлекторные телескопы, у которых вместо прежних, металлических зеркал, подверженных в результате окисления быстрому замутнению, установлены посеребрённые или с вакуумным алюминиевым покрытием зеркала из стекла. С течением времени происходит всё большее увеличение диаметров зеркал (до 6м). Приборы с такими приёмниками света позволяют исследовать светила, имеющие 25-ую звёздную величину, яркость которых составляет одну тысячную от звёзд 1-ой величины.

Большой прогресс получен в разработке новейших видов принимающих и фиксирующих излучение устройств. Достигнуто многократное увеличение восприимчивости фотоэмульсий и их спектрального диапазона. У фотоэлектронных мультипликаторов (оптико-электронных) устройств, новые способы электронного фотографирования и телетрансляции существенно увеличили чистоту и восприимчивость фотометрических исследований и значительно расширили область спектра изучаемых излучений. Усовершенствование приборов для исследования спектра дало возможность иметь сверхбольшую дисперсию спектрограмм и замечать слабые спектральные излучения далёких звёзд и галактических систем.

Тридцатые годы 20 века ознаменованы появлением новой области астрономической науки - радиоастрономии, это было обусловлено тем, что большое число небесных объектов имеет малую длину волны диапазона области излучения (миллиметры или метры). В 60-тые годы происходит открытие квазаров (излучающие объекты с красным гравитационным смещением, являющиеся активными ядрами галактических систем) и пульсаров, испускающих излучение в радио-спектре с различной мощностью и периодичностью около одной секунды. Радиоастрономия дала данные о том, как распределен водород в пространстве между звёздами и подтвердила галактическое устройство в форме спирали.

«Новейшая астрономия» 👇

Энергия звёзд, в частности Солнца, генерируется в их недрах ядерными процессами при температурах, достигающих десятков млн. градусов, что сопровождается выделением особых частиц огромной проницающей способности, т. н. нейтрино. Изучение ядерных процессов, имеющих место на звёздах, вызывающих испускание нейтрино, дало толчок к появлению ещё одного астрономического раздела (им является нейтринная астрономия).

Совершенствование вычислительных приборов обновило исследовательский аппарат в таких областях астрономии как астрофизика и небесная механика. На новый уровень вышли солнечные исследования. Довольно подробно была выявлена химическая структура Солнца. Новая методология и приборы предоставили возможность наблюдения короны Солнца в любой безоблачный день, а не только в дни затмения.

Были уточнены звёздный ход и расстояния до космических тел. Фотометрия, посредством совершенствования способов определения звёздной светимости, основанных на спектральных характеристиках, позволила определять расстояния до очень дальних объектов.

Большое развитие получило изучение звёзд переменной величины, причём значительный вклад в этот процесс внесли труды российских астрономов.

Немалое внимание уделяется исследованию красного гравитационного смещения, которое, как принято считать, является свидетельством «разбегания галактик», что, в свою очередь, говорит о вселенском расширении. Для галактики Млечного Пути (Нашей Галактики) были определены её параметры (общая масса, размеры), выявлено периферийное расположение Солнца.

В изучении звёздных систем и характера звёздного эволюционирования важнейшее значение придаётся соотношению звёздной светимости и класса спектра светила, которое задано в диаграмме Герцшпрунга-Раселла. Это соотношение даёт возможность намного лучше понять пути звёздной эволюции. Физика современности способствовала нахождению и изучению источников энергии звезд, и формированию звёздной эволюционной теории, исходя из внутризвёздных ядерных реакций. Одновременно, астрофизика оказала существенное влияние на развитие атомной физики.

В середине 20-го века появился новый объект исследований - магнитные поля в межзвёздном пространстве. Если прежние теории мироздания учитывали только силы инерции и гравитации, в 20-ом веке стали учитывать давление света и силы магнитного поля.

Астрономия начала 21-го века

В настоящее происходит продолжение поступательного развития астрономической науки.

В 2013 году было подтверждено наличие около двадцати миллиардов экзопланет (планет обладающих параметрами схожими с земными), расположенных только в нашей Галактике. На этих планетах не исключена возможность появление жизни.

Так как Вселенная содержит миллиарды галактических систем, то число планет с теоретической пригодностью для жизни может достигать квинтиллионов.

В то же 2013 году обнаружилось столкновение пары звезд, результатом коего стало образование огромного количества золота, вес которого многократно превышает лунную массу.

После того как в 2006 году решили считать Плутон карликовой планетой, в 2015 году космический зонд «Новые Горизонты» собрал данные, дающие возможность полагать, что Плутон, вероятно, всё-таки планета, ибо он обладает силой тяжести достаточной для удержания атмосферы и отклонения частиц солнечного ветра.

Изучение Ио, вулканического спутника Юпитера, показало процесс формирования на нём гор, причём гор одиночных, а не цепных.

С применением инфракрасного телескопа было открыто ещё одно из колец Сатурна, расположенное на расстоянии 3,7-11,1 миллионов километров над планетарной поверхностью и имеющего вращение обратное другим кольцам.

Кроме перечисленных, было еще сделано огромное количество различных открытий.

Плутон и его спутник Харон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Плутон и его спутник Харон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Краткая хронология событий двадцатого века:

• Год 1908 - обнаружение солнечного магнитного поля.
  • Год 1912 - открыты космические лучи.
  • Год 1918 - появление модели структуре Млечного Пути (Харлоу Шепли), Солнце оказалось на периферии галактики.
  • Год 1923 - открыт двадцатидвухлетний цикл солнечной магнитной активности.
  • Годы 1926-1927 - обнаружено галактическое вращение.
  • Год 1927 - появление гипотезы расширения Вселенной.
  • Год 1930 - открытие Плутона.
  • Год 1951 - подтверждена спиральность Млечного Пути.
  • Год 1957 - первый искусственный спутник Земли.
  • Год 1961 - первый пилотируемый полёт.
  • Год 1969 - Человек на Луне.
  • Год 1977 - открытие колец Урана.
  • Год 1978 - открыт Харон, спутника Плутона.
  • Год 1979 - обнаружение колец Юпитера.

Краткая хронология событий двадцать первого века:

• Год 2005 - открыт астероид Эрида. Обнаружена вода на Марсе.
  • Год 2008 - обнаружены первые экзопланеты.
  • Год 2014 - открыто сверхскопление галактик (Ланиакея), в которое через Местную группу - часть Сверхскопления Девы (в свою очередь, часть Ланиакеи) входит Млечный Путь.
  • Год 2016 - открыты гравитационные волны.
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023