Петровская реформа костюма
Начало XVIII века стало переломным этапом в истории России. Реформы Петра I затронули все сферы русской жизни. Изменения коснулись и костюма.
Первый указ в этой сфере Петр I издал в январе 1700 года. Он предписывал носить платье «на манер венгерского», свободный крой и длина которого были близки к прежней русской одежде (Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Л.: «Художник РСФСР», 1979 г.). В августе 1700 года был издан еще один указ, согласно которому люди всех чинов, кроме духовенства, извозчиков и пахотных крестьян, должны были носить платье венгерское и немецкое. Потом были изданы новые указы. Они обязывали дворян, бояр и служилых людей по будням носить немецкое платье, а по праздникам – французское.
Рисунок 1. Восковая фигура Петра I. Россия, первая четверть XVIII века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Петр ввел в моду французский образец костюм, сложившийся при дворе французского короля Людовика XIV. Костюм состоял из кафтана, камзола и штанов.
В Эрмитаже есть портрет графа П. Шереметева, на котором он изображен в парадном костюме.
Рисунок 2. Портрет П. Шереметева. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что носили мужчины в XVIII веке
В XVIII веке мужчины высших сословий носили длинный кафтан, которые плотно облегал верхнюю часть тела. По центру спинки шел разрез. На полах кафтана были глубокие складки. Это одежда была очень удобной.
Обшлага-отвороты на рукавах украшали декоративными пуговицами и петлями.
Кафтан имел большое количество пуговиц, но чаще всего его носили нараспашку.
Еще один новый элемент мужского гардероба – это камзол. Он был короче кафтана, с длинными узкими рукавами и без воротника.
Штаны носили короткие. Спереди они имели откидной клапан, на широком поясе.
Мужская обувь представляла собой кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные пряжками или бантами. Также мужчины носили шелковые чулки.
Завершали мужской образ кружевные жабо и манжеты.
Для шитья повседневной одежды использовали сукно или льняную ткань. Украшениями служили ткань контрастного цвета или пуговицы. Одежда богатых людей шилась из дорогих тканей – шелка, бархата, парчи или тончайшего сукна. Ткани закупали в Италии, Франции, Англии. Для украшений использовали металлическое кружево, вышивку золотой и серебряной нитью, галуны (тесьму).
Кафтан, камзол и штаны шили из одной ткани, которые могли отличаться по цвету и фактуре.
В конце 20-начале 30-х гг. XVIII века менялись лишь некоторые детали: рукав кафтана стал короче, обшлаг стали шить в виде крыльев, охватывающих сгиб руки около локтя.
Кафтан и камзол застегивали только на талии.
Мужскую одежду шили из парчи, бархата, узорчатого шелка. Также использовалась однотонная ткань с вышивкой. Цвета могли быть очень яркими – розовыми, желтыми и зелеными.
В 50-е гг. силуэт костюма стал более легким и изящным. Уменьшились ширина складок на подоле кафтана и высота обшлагов. Штаны практически не менялись.
Такой костюм носили вплоть до 1780-х гг.
В 1780-х годах изменился крой кафтана. У него появился стоячий воротник, полы стали скашивать к спине, рукава стали уже и у них появился неширокий манжет. В этот период для шитья костюмов стали использовать шелк или бархат с мелким геометрическим узором в сочетании с различными приемами и вышивкой, исполнявшимися цветными шелками, золотой и серебряной нитью, блестками.
В парадных костюмах узор украшал всю грудь, полы и спинку кафтана. Камзол стал более коротким, рукава исчезли, и этот элемент гардероба превратился в жилет. Перед жилета богато украшали. На спине была шнуровка.
В конце XVIII века было несколько фасонов камзолов. Модники той эпохи носили камзолы с круглым вырезом ворота без воротника или с высоким воротником-стойкой, или с отворотами со срезанными углом полами.
Для праздничных костюмов использовали золотую и серебряную парчу с вышивкой серебряной или золотой нитью и блестками, для повседневной одежды - сукна разных цветов, такая одежда была более скромной.
Единственным источником моды в то время были модные манекены. Их привозили в Россию из Франции и Англии. Позднее их сменили модные альманахи и журналы. С 1785 года в России стал издаваться модный журнал под названием «Кабинет мод».
Швейных дел мастера
До нашего времени сохранились лишь отрывочные сведения о мастерах, создававших костюмы в XVIII веке. В письменных источниках чаще всего упоминаются лишь их имена, и только иногда есть информация о сшитых ими нарядах.
При дворе трудились не только иностранные, но и русские портные. Они занимались созданием шикарных костюмов для представителей русской аристократии.
Также над создание одежды для знатных людей трудились швейных дела мастера, жившие в городских усадьбах, портные и портнихи, имен которых история не сохранила, и даже крепостные вышивальщицы и кружевницы.