Вёрстка — это монтаж полос оригинал-макета из составных элементов: заголовков, набранного текста, иллюстраций, таблиц и т.д. Верстка информационной программы - это расстановка экранных сообщений в определенной последовательности.
Что такое верстка?
Первое, с чего начинается работа над выпуском информационной программы – это план. Порядок материалов определяет главный и общий смысл новостей. В данном случае задачей режиссера является визуализация и воплощение схемы, предложенной редактором.
Верстка информационной программы – это действенный инструмент воздействия на восприятие аудитории. В мире ежедневно происходит огромное количество событий. Для создателей ежедневных информационных выпусков необходимо решить две проблемы:
- Своевременно и раньше конкурентов получить информацию о каком-либо событии;
- Из множества событий выбрать те, о которых необходимо рассказать в информационной программе и которые стоит заложить в верстку конкретного выпуска.
Верстка – это процесс отбора, расстановки материалов, структурирования выпуска.
Термин «верстка» пришел из практики печати. Он предполагает не только композицию материала в рамках ограниченного хронометража выпуска, но и оформление, которое помогает зрителю сориентироваться в потоке информации, выделять основное.
Верстка является непосредственной задачей шеф-редактора. Именно он принимает окончательные решения. Но основная канва каждого информационного выпуска предварительно обсуждается с главным редактором, который является руководителем службы информации, и продюсерами, которые планируют выпуски, темы выпусков, жары будущих материалов. Но при подготовке материала для данной программы каждый корреспондент должен иметь представление о том, что ему необходимо сделать, какие общестилистические требования предъявляются, в какую канву ляжет его сюжет. Основной критерий при сборе материала в программу – это видение командой, работающей над выпуском, информационной картины дня. На разных каналах она может выглядеть по-разному.
Например, верстка информационной программы в советское время была единообразной и очень четкой:
- Партийная жизнь;
- Советская жизнь;
- Экономика;
- Информация о событиях за рубежом. Причем сначала шла информация из братских стран, затем из стран капиталистических;
- Наука и культура;
- Спорт;
- Погода.
Современные классические информационные программы внешне сохранили традиционную верстку:
- Шпигель;
- Основные российские события;
- Основные международные события;
- События социально-культурной тематики;
- Спорт;
- Погода.
Шпигель – это короткий дайджест о том, что зритель увидит в информационном выпуске.
Таковы основные блоки, но здесь возможны разные варианты. Например, служба информации классических новостей следует таким принципам, как оперативность, приоритетность событий внутриполитической жизни страны, максимально широкое освещение информации региональной тематики.
Верстка программы зависит от:
- Концепции программы;
- Художественных и политических предпочтений шеф-редактора, согласованные с учредителями;
- От качества сделанных сюжетов;
- От оперативности снятого сюжета и возможности опередить конкурентов. Если происшествии свежее и есть видео, это может оказаться новостью, даже если событие немасштабное;
- Драматизма события (катастрофы, стихийные бедствия, политические катаклизмы и т.д.;
- От субъективного фактора в лице бригады, готовящей выпуск, от предпочтений редактора, режиссера;
- Форс-мажоров. Они всегда влияют на ввертку программы и выпускающая бригада всегда должна быть к ним готова.
Если, например, не готов какой-то материал, у шеф-редактора всегда должно быть подготовлено несколько вариантов верстки выпуска в зависимости от наличия материалов. Кроме того, он должен проинструктировать ведущего и режиссерскую группу. Так как в выпуске материалы часто тематически и логически меду собой связаны, то отсутствие одного или двух может перекроить всю верстку. Каждый из таких запасных вариантов верстки должен быть продуманным. Зритель не должен заметить, что корреспонденты и выпускающая бригада в течение выпуска сбиваются, зритель в любом случае должен получить качественный продукт.
Первый сюжет как ключевой момент информационной программы
Есть несколько точных результатов исследования аудитории, показывающие, в какой момент человек переключается на другой канал. Самые опасные моменты – в самом начале информационного выпуска, это означает, что сюжет неинтересен зрителю, и во время рекламного блока, если не было заложено хороших предложений для зрителя, ради которых он может вернуться к программе. Поэтому ключевой момент любого выпуска – это первый материал.
Первый сюжет должен всегда быть важным, сиюминутным и качественным. Очень важно, насколько сюжет хорошо снят и прокомментирован.
Первой новостью, как правило становятся:
- Сенсационные события, чрезвычайные происшествия, даже не очень масштабные;
- Событие, затрагивающее интересы максимального количества людей;
- Крайне нежелательный вариант, когда первой новостью становится то, что говорит начальство.
Как правило, в информационном выпуске представлено 10-12 материалов. И они не могут все быть высшего качества. Поэтому верстка выстраивается не «сверху – вниз», а от интересного к скучному, используя принцип «волны», то есть с пиками интересных сюжетов через каждые несколько минут. Обычно такими «пиками» становятся первый, четвертый, восьмой сюжет. Такая верстка способствует тому, что зритель не переключится на другой канал.
В таком непростом деле, как удержание постоянного зрительского интереса, верстка оказывается главным и незаменимым инструментом.
Верстка – это драматургия программы. Грамотная верстка позволяет спрятать неудачные сюжеты и выстроить программу на нескольких удачных таким образом, что она будет с интересом восприниматься зрителем.
Решающее значение для определения принципов верстки выпуска имеет время, когда программа выходит в эфир. Если выпуск ранний, то его основу составляют новости минувшего дня и события за ночь, анонсы.
В дневных выпусках дается свежая информация.
Для вечерних выпусков характерна более строго выстроенная верстка.